Как в Яндекс Практикуме взяли в помощники нейросеть

Невероятно, но факт: искусственный интеллект помогает студентам Практикума повторять пройденные темы, даёт генеративные подсказки и указывает на ошибки в коде. Поговорили с менеджером продукта Анастасией Романовой об интеграции нейросетей в онлайн-образование

Как нейросеть объясняет студентам правила и теорию?

В начале октября Практикум запустил генеративные подсказки для студентов от YandexGPT: теперь нейросеть умеет объяснять материал другими словами и помогает повторить пройденные темы. Обе фичи направлены на то, чтобы студенты лучше понимали теорию.

Уточнить у нейросети. Нужно выделить абзац текста или конкретное слово и включить сценарий. Искусственный интеллект даст определение термину или перескажет материал другими словами.

Нейросеть позволяет сделать цифровое обучение персонализированным. У нас учатся люди с разным опытом и бэкграундом. У каждого свой темп обучения, и совершенно нормально, если студент чего-то не понимает с первого раза. Обращаться к подсказкам от нейросети можно не один раз: она будет предлагать разные варианты объяснения, пока вы не найдёте тот, что понятен именно вам.

Пересказ урока. Такие подсказки помогают студентам систематизировать полученные знания или повторять пройденное перед началом нового раздела. Раньше саммари к урокам и подсказки методисты писали вручную. Но поддерживать их в актуальном состоянии трудно. Сейчас YandexGPT может пересказать любой урок — нужно лишь нажать на одну кнопку.

При разработке фичи мы вдохновлялись суммаризацией, которую сделали коллеги из сервиса 300.ya.ru. Это нейросетевой пересказ статей в браузере или видео на Youtube.

Будущее уже наступило, и умение пользоваться нейросетями в работе, учёбе и жизни — навык настоящего. Яндекс Практикум — это история про качественное образование, которое помогает студентам быть востребованными. И если нейросети покоряют мир, то мы тоже будем внедрять их в процесс обучения и учить студентов пользоваться ими.

Понятно. А с практическими заданиями нейросеть поможет?

Да, потому что выполнение кодовых заданий в тренажёре тоже может быть одним из блокирующих сценариев обучения. Зачастую, пока студент не решит задачу, пройти дальше нельзя.

Писать код трудно, а свой первый код во время обучения — тем более. Тренажёр — это «песочница» внутри платформы: студент может ввести там произвольный код, запустить его и проверить на ошибки. Делать ошибки нормально, но мы знаем, что существует корреляция между количеством попыток и вероятностью прекратить обучение. Чем чаще вы ошибаетесь, тем сильнее желание всё бросить. Нам важно, чтобы на этом этапе студент понимал, в чём именно его ошибка, мог её исправить и идти дальше.

Автотесты после ошибки пишутся вручную, их нужно постоянно обновлять, и они доступны не везде. Поэтому мы решили, что можем улучшить этот сценарий с помощью YandexGPT. Теперь, если в тренажёре при проверке кода появится ошибка, нейросеть поможет её исправить: предложит три гипотезы, почему решение могло не подойти. Если ни одна из гипотез не подтвердится, можно попросить нейросеть объяснить ошибку иначе.

А почему три гипотезы, а не одна?

Качество ответов варьируется в зависимости от языка программирования. Добиться от модели одного ответа высокого качества очень сложно, для этого её долго обучают. Поэтому мы решили, что нейросеть будет выдавать три гипотезы. Главное, чтобы одна из них точно помогла студенту.

Раньше при разметке ответов модели мы использовали бинарную систему: хороший ответ или плохой. Сейчас эксперты или наши наставники делят ответы на три группы:

  • Идеальный ответ — когда среди трёх гипотез есть одна верная и чётко сформулированная, по которой можно понять ошибку.

  • Нормальный ответ — когда среди гипотез может не быть верной, но одна или несколько могут помочь решить задачу или навести на мысль о решении.

  • Плохой ответ — когда гипотезы не помогают совсем либо нейросеть выдаёт готовое решение. Гипотезы должны помогать, но не вводить в заблуждение.

Кому доступен умный редактор кода?

Вот полный перечень направлений Яндекс Практикума, где сейчас доступен умный редактор кода: фронтенд-разработка, продуктовый дизайн, фулстек-разработка, Go-разработка с нуля, автоматизация тестирования на Python и на Java, React-разработка и мидл-фронтенд-разработка + React. Тренажёры, где есть подсказки от YandexGPT, отмечены иконкой в левой части экрана.

Результаты внутреннего тестирования показали, что 80% студентов, допустивших ошибку в коде, уточняют у нейросети, что пошло не так.

Анастасия Романова, менеджер продукта Яндекс Практикум

Интересно. А с домашкой нейросеть сможет помочь?

Да, мы сейчас работаем над чатом для платформы, который будет доступен всем студентам вне зависимости от наличия тренажёра. Он сможет помогать с домашкой, придумывать идеи для проектов, находить ошибки в заданиях, давать определения терминам и подсказки по теории и практическим заданиям. Сейчас чат на этапе внутреннего тестирования.

Модель отвечает на вопросы исключительно про образование и общается со студентами очень вежливо. Например, на вопрос о том, можно ли пить улун перед сном, она не ответит: сошлётся на то, что у неё нет медицинских знаний. Зато сможет рассказать о разнице между компилируемым и интерпретируемым языком или поделиться списком книг по алгоритмам.

Нейросеть помогает студентам учиться лучше, находить ошибки и осваивать новые навыки. Здесь можно провести аналогию с дружелюбным соседом по парте, который всегда поможет и подскажет, но не даст списать.

А как родилась идея создания чата?

Во время обучения в Практикуме студентов сопровождают наставники, кураторы и код-ревьюеры. Они помогают учащимся: отвечают на вопросы по заданиям и проектам. Среднее время ответа наставника — 24 часа.

Но сутки ждать ответа не всегда удобно — мы это знаем. Идея онлайн-образования в том, чтобы учиться в любом месте и в любое время: кто-то любит заниматься утром, кто-то — ночью, кому-то комфортно сесть за проект в выходные.

Поэтому чатик — это очень удобная вещь: студенты могут прийти с вопросом в любое время, это не заблокирует выполнение задания.

То есть теперь наставники не нужны?

Нет, мы не отключаем наставников от этого процесса, а даём возможность студентам получить ответ сразу и идти дальше, а наставникам сосредоточиться на более сложных кейсах, где требуется их персональное подключение.

У нас есть мессенджер, в котором общаются наставники и студенты. Мы выгрузили оттуда вопросы и ответы, разделили их на категории, прогнали через модель и разметили результат. На основе этого написали три абзаца текста, который видят студенты Практикума.

Привет, это YandexGPT — нейросеть, которую создали программисты из Яндекса.

Я могу объяснить сложную тему или термин простыми словами, помочь с домашкой или найти ошибку в готовом коде.

К сожалению, я ещё не умею переходить по ссылкам, понимать, что изображено на скриншотах, рассказывать о программе курса или устройстве Практикума. По этим вопросам лучше написать куратору или наставнику.
YandexGPT, нейросеть

Как мило. А есть правила общения с нейросетью?

Если кратко, то есть два базовых правила и один совет.

Формулируйте чётче. Чем точнее и однозначнее вводные, тем круче результат. Следует избегать общих фраз, абстрактных формулировок, ссылок, жаргона и эвфемизмов: всё это может запутать искусственный интеллект.

Добавляйте контекст. Без деталей и подробностей нейросети будет трудно понять ваш запрос и выдать правильный ответ.

Доверяйте, но проверяйте. Нейросеть может ошибаться. Поэтому лучше проверить результат перед тем, как его использовать.

Краткий пересказ от YandexGPT