Как нейросети влияют на искусство
Хочу стать нейрохудожником, что делать?
Основной инструмент нейрохудожника — это текст, вовсе не кисть. Поэтому, чтобы войти в мир нейроискусства, нужно начать с составления правильных промтов.
Учиться этому можно бесплатно — на разных курсах, которые можно найти самостоятельно. К примеру, в Яндекс Практикуме есть курс «YandexGPT для начинающих», который в том числе объяснит, как правильно составлять запросы нейросети, чтобы получить нужную генерацию.
Верно заданная ИИ команда — это база, но вот что ещё нужно учитывать:
-
За время своего развития искусство накопило огромное количество разнообразных стилей, техник и инструментов, а чтобы ими правильно пользоваться, их нужно изучать.
-
Изо дня в день необходимо тренировать насмотренность, чтобы найти свой стиль. Можно попытаться повторить работу того или иного художника, но благодаря работе с ИИ продукт на выходе всегда будет уникальным, непохожим на его прототип.
-
Поскольку разработчики постоянно расширяют функциональность нейросети, важно следить за новыми фичами и понимать, как их правильно использовать.
Можно не только создавать изображения с нуля, но и прибегать к блендингу — когда на основе нескольких изображений разных стилей нейросеть генерит что-то новое, а художник затем доводит идею до конца.
AI в современном искусстве
Некоторые современные нейрохудожники уже сделали искусственный интеллект своим помощником, генерируя крутые и уникальные модели и дорабатывая их.
Я очень позитивно смотрю на процесс того, как развиваются нейросети. Во-первых, это инструментарий, во-вторых — разнообразие. Молодое искусство стремительно развивается, ребята делают много всего, пробуют себя в разном, экспериментируют с ИИ, а потом из этого всего выкристаллизовывается что-то хорошее. Почему бы и нет?
Саша Пучкова, куратор Яндекс Музея, художница
Канадская художница Сугвен Чанг исследует взаимодействие человека и машин, что отражается в её творчестве — интеграции робототехники и нейросетей в искусство. Сугвен при помощи ИИ обучила машины своему художественному стилю, и теперь её проекты — это результат их совместной работы.
Рефик Анадол, турецкий художник и дизайнер, известен своими масштабными иммерсивными и интерактивными инсталляциями. Его работы — это результат преобразования больших массивов данных в различные объекты со звуковыми и визуальными эффектами.
Одна из его знаменитых работ — «Машинные галлюцинации: Сфера». Анадол вместе с командой создал две версии работы, которые запускались с использованием динамического программирования. В первой версии было использовано примерно 1,1 млн общедоступных изображений, полученных со спутников и космических аппаратов. Во вторую было загружено около 300 млн изображений флоры и фауны из национальных парков по всему миру, а также данные о ветре, осадках и атмосферном давлении, собранные с датчиков в Лас-Вегасе.
Интересный стиль и у Марио Клингеманна — ещё одного из ведущих нейрохудожников современности. Он экспериментирует с уже имеющимися фотографиями и портретами людей, анимируя и изменяя их формы и детали. Его «Воспоминания о прохожих» были в числе первых работ с использованием ИИ, проданных на аукционе.
Нейросети и дизайн
Ещё одна важная область применения ИИ — дизайн. Нейросети могут выполнять целый набор задач для дизайнера, помогая ему сэкономить ценные ресурсы, в первую очередь время.
Помощь в подборе референсов. Нейросеть за считаные секунды находит по запросу требуемые образы. Человек потратил бы на это несколько часов, а то и дней.
Генерирование идей. Модели, генерируемые нейросетью, не должны быть конечным продуктом работы дизайнера. Это материал для вдохновения, можно почерпнуть из него концепцию целиком либо какую-то мелкую, но яркую деталь. Или, наоборот, дополнить созданное ИИ: он часто бывает неточен в нюансах анатомии или технологии.
Рендер. Программа может быстро отрендерить сделанный художником набросок, останется лишь доработать результат в графическом редакторе.
Работа с техзаданием. Этот сложный, но очень важный этап в работе дизайнера может быть облегчён с помощью ИИ. Можно описать инсталляцию, определённую локацию и другие детали и получить неплохой нейрорендер. Это выглядит не так, как 3D-рендеры, но на этапе согласования с заказчиком важнее скорость.
В детстве у меня была мечта, чтобы вещи, которые я придумываю, моментально воплощались: писался роман, создавалось кино... Сегодня это стало возможным благодаря ИИ.
Саша Пучкова, куратор Яндекс Музея, художница
Что дальше
Нейросети развиваются в тех направлениях, что задаёт им человек. Люди их создают, люди их учат, люди ими пользуются. Результат работы нейросети должен соответствовать потребностям заказчика, его айдентике, вписываться в концепцию конкретного продукта или деятельности компании в целом. Поэтому бизнес нуждается в людях, которые будут профессионально работать с нейросетями: обучать их, оптимально формулировать запросы, выбирать, какая нейросеть подходит для решения задачи.
Нейросети открывают новые возможности для современного мира искусства, но они не специалисты с уникальными навыками и пониманием потребностей бизнеса и его целевой аудитории. Поэтому о полной замене художников, дизайнеров и представителей других творческих профессий искусственным интеллектом говорить пока рано.