Метавселенные — что это такое
Краткая история
Термин «метавселенная» был впервые использован в 1992 году писателем Нилом Стивенсоном в романе «Лавина». Это виртуальный мир, в котором люди взаимодействуют друг с другом так же, как в реальном. Другой часто упоминаемый пример работы метавселенной — роман Эрнеста Клайна «Первому игроку приготовиться», написанный в 2011 году, и его экранизация 2018 года.
Вот несколько этапов развития метавселенных:
— Запуск компанией Linden Lab в 2003 году трёхмерного виртуального мира с элементами социальной сети Second Life, в котором пользователи могли делать то, что им нравится. Можно было создавать виртуальные товары, строить, заниматься искусством, исследовать мир и взаимодействовать с другими пользователями.
— Запуск Сатоши Накамото биткоина в 2009.
— Запуск VR-гарнитуры Oculus на краудфандинговой платформе Kickstarter.
— Запуск Виталиком Бутериным и Гэвином Вудом в 2015 году Ethereum — платформы для создания децентрализованных приложений.
— Первые эксперименты с NFT, невзаимозаменяемыми токенами, в 2013–2014 и рост их популярности в 2020–2021. NFT дают владельцу подтверждение права собственности на песню, произведение искусства или цифровую недвижимость. Их можно купить или продать в метавселенной.
Уже есть Metaverse Group, которая занимается цифровой недвижимостью в разных виртуальных мирах, например в Decentraland.
Тем временем Nike продаёт и покупает виртуальную одежду. В коллаборации с Roblox компания создала собственный виртуальный мир Nikeland. В нём пользователи могут играть, одевая своих аватаров.
— Игра Pokemon Go в 2016 году полностью покрыла реальный мир дополненной реальностью.
— В 2019 онлайн-видеоигра Fortnite стала самым популярным виртуальным миром, собрав 250 млн игроков одновременно. В 2020 году 12 млн человек присутствовали в Fortnite на концерте рэпера Трэвиса Скотта. Выступление длилось 12 минут, Скотт заработал 20 млн долларов.
— В том же году Microsoft представила платформу Mesh. К ней можно подключиться практически с любого девайса, а представлены пользователи будут аватарами из Altspace VR: эта приобретённая Microsoft в 2017 году социальная сеть позволяет создавать виртуальные мероприятия.
Как работают метавселенные
Пока метавселенная ещё не создана, есть только видение того, как она будет работать. В целом это цифровая экосистема, построенная на VR/AR-технологиях и экономике на основе блокчейна. Единое для всех пользователей непрерывное пространство, в котором люди живут, работают, свободно перемещаются, владеют активами и обмениваются ими. Марк Цукерберг в 2021 назвал это трёхмерным интернетом: раньше интернет был текстовым, затем он стал визуальным — с фото и видео, а следующий шаг — 3D. Хотя сейчас метавселенными называют и видеоигры, такие как Fortnite.
Цифровые активы в метавселенной общие для всех платформ и могут быть перенесены. Например, предметы из одной игры можно использовать в другой. Также метавселенные будут поддерживать перенос цифровых предметов в реальный мир при помощи голограмм. Как это будет реализовано технически, пока неясно.
Перенос от платформы к платформе требует от их хозяев сотрудничества, которое может быть невыгодно. Зачем авторам Fortnite создавать портал для переноса игрока в другой виртуальный мир? У них нет для этого мотивации, и, вероятно, это будет не так просто реализовать.
Возможно, вход в метавселенную будет осуществляться при помощи устройств дополненной и виртуальной реальностей. Другой девайс, важный для развития реалистичности метавселенных, — специальные костюмы для передачи тактильных ощущений при взаимодействии с виртуальными объектами.
Что есть сейчас
Сейчас можно попробовать только зачатки метавселенных. В основном это видеоигры, такие как Roblox и Fortnite. Бизнес использует метавселенные для поддержки удалённой работы или обучения: например, Horizon Workrooms — это виртуальное пространство для удалёнщиков. Приложение позволяет создавать рабочие комнаты, в которые можно войти как в качестве 3D-аватара, так и с компьютера через видеозвонок. Для аватаров поддерживается отслеживание рук, глаз, лица и мимики. Внутри комнат можно пользоваться собственной клавиатурой, перенесённой в 3D-пространство, а также виртуальной доской. В приложении есть несколько типов комнат для разных вариантов встреч. Например, презентация, где все смотрят в сторону доски, или круглый стол.
Ещё одна метавселенная — Horizon Worlds. Это набор виртуальных миров, в которых пользователи могут через свои аватары взаимодействовать друг с другом, совершать покупки, работать и развлекаться. Сейчас проект испытывает трудности: компания планировала привлечь до 500 тысяч активных пользователей, а привлекла менее 200 тысяч. Пользователи жалуются на пустые миры, отсутствие ног у аватаров и то, что для доступа к Horizon Worlds необходима недешёвая VR-гарнитура Quest 2: она стоит от 400 $.
Другой пример зачатка метавселенной — Mesh от Microsoft. Там пользователи могут создать цифровой аватар и применять его во время собраний. Присутствовать также можно с помощью видеотрансляции.
Ещё одна метавселенная, существующая сегодня, — Decentraland, виртуальный мир, работающий на блокчейне Ethereum. Весь контент там создаётся пользователями, и этим контентом в виде NFT торгуют на внутреннем маркетплейсе. В Decentraland также проходят выставки, тренинги и семинары. Внутри виртуального мира рекламируются продукты и сервисы.
Китайский техногигант Baidu объявил о запуске своей метавселенной Xi Rang. Разработчики надеются, что платформа будет использоваться в играх, образовании и рекламе, а также для проведения конференций и выставок.
Плюсы и минусы метавселенных
Всё, что сейчас понимается под метавселенной, основывается на «если». Например, если VR-гарнитуры станут достаточно дешёвыми и удобными, если инфраструктура позволит располагать миллионы людей на одном сервере, в одном виртуальном мире, то метавселенная состоится. Сейчас это скорее видение, чем реальность. Но фантазировать о том, что принесёт с собой эта технология, важно уже сейчас — чтобы понимать, чем человечество рискует и что получит.
Побывать там, где в других обстоятельствах никогда не получилось бы. Пожать руку другу, находящемуся за сотни километров. Научиться чему-то новому, развлечься так, как в реальности нельзя, — плюсы метавселенных видны так же чётко, как и минусы, затрагивающие сферы кибербезопасности и конфиденциальности.