Зачем учиться программированию ещё в 8 классе
Что такое Лицей Академии Яндекса
Это курсы программирования для учащихся 8–11 классов, созданные Яндексом совместно с регионами России. Занятия проходят на базе образовательных организаций, которые имеют лицензию. Яндекс вкладывает в этот проект свой опыт, программу, систему автоматизации, а от региона требуется предоставить помещения, найти преподавателей.
Обучение длится два года и бесплатно для всех, кто прошёл отбор. Школьники изучают базовые понятия разработки, учатся кодить на языке Python и работают над своими проектами: обучают Алису, пишут чат-ботов для мессенджеров, разрабатывают игры и веб-приложения. За время обучения в Лицее Академии Яндекса школьники получают знания, соизмеримые с уровнем некоторых технических вузов.
Идея создать Лицей появилась в 2016 году. Мы решали социальную задачу: хотели дать возможность получить хорошие знания детям с любым уровнем подготовки. До этого программированием занимались в основном те, кто был в олимпиадной тусовке, учился в сильной школе или ходил в специализированный кружок. К нам же может прийти любой школьник, фактически с нуля, если есть сильное желание.
При этом хотелось сделать эту программу очной и развивать прежде всего в регионах, где возможностей меньше, чем в больших городах. Так в 2016 году мы запустили Лицей на базе четырёх регионов: Пензенской, Саратовской, Калужской и Тамбовской областей. Сегодня Лицей есть в 162 городах России и даже в Казахстане.
Александр Паволоцкий, академический руководитель школьных программ Яндекса
Зачем школьникам вообще учиться программированию
Есть несколько ответов на этот вопрос.
Программирование — это новая «компьютерная грамотность». Ещё несколько лет назад при приёме на работу писали «уверенный пользователь ПК», а теперь уверенными пользователями стали все — от школьников до пенсионеров. Однако уметь печатать текст или регистрироваться в соцсетях недостаточно для того, чтобы найти хорошую высокооплачиваемую работу.
Программирование пригодится на первых курсах института. Филологи пишут скрипты, чтобы анализировать корпус текстов Пушкина. Биоинформатики — программы для изучения геномов и создания новых лекарств. Инженеры создают код для автоматизации проектирования и проверки созданных сооружений. Границы профессии «программист» стираются, уже сегодня все становятся программистами. Полезно научиться основам разработки ещё в школе, особенно если есть желание связать жизнь с IT (кстати, отличное желание, мы поддерживаем).
Программирование — это интересно. Особенно если быстро «приземлять» новые знания на практические задачи для школьников. В Лицее учат тому, как сделать из навыка программирования «магическую руку» для решения самых разных задач. Кто-то создаёт игру, кто-то в познавательных целях «ломает» другую программу. Обучение проходит на Python, это один из самых востребованных языков. На нём можно создавать практически что угодно — и это тоже интересно.
Кроме «твёрдых навыков» по программированию ученики Лицея развивают софт-скиллы: учатся работать в команде, отстаивать свои идеи, прокачивают дисциплину, пробуют себя в лидерской роли. Например, на втором году, где идут командные проекты, ребята сами формируют команду, выбирают себе тимлида, который будет контролировать процесс разработки и разруливать конфликты, придумывают тему проекта и защищают её перед преподавателем и одногруппниками.
Александр Паволоцкий, академический руководитель школьных программ Яндекса
Программирование закрепляет привычку учиться. Эта привычка здорово пригодится в институте, работе и жизни. В восьмом классе она редко формируется сама, а после мы поможем в Лицее. У нас есть всё, что нужно: теория и практика, домашка, менторы, рейтинг. Так качается «учебный мускул», который здорово помогает и в старших классах, и в институте, и в ШАДе, и в Яндексе. С учёбой всё как в жизни: полезно инвестировать немного на ранних стадиях, чтобы в будущем насладиться хорошими дивидендами.
Как проходит обучение
Ученики посещают занятия очно два раза в неделю. После занятий им дают домашние задания, обычно на их выполнение нужно 2–3 часа.
В первый год изучают понятия и конструкции языка: переменные, условия, циклы, операторы, коллекции, функции, классы, библиотеки. А также решают задачи — более 500 за год: от совсем простых до объектного программирования, работы с библиотеками и морфологией.
У нас нет зубрёжки. Ребята не заучивают алгоритмы, структуры данных. Но чтобы научиться программировать, нужно программировать, поэтому мы даём много задач, которые надо нарешивать, чтобы овладеть ремеслом. У выпускников Лицея есть знание технического стека и навыки для решения почти любых задач по автоматизации. Кроме того, мы учим искать информацию в сети. Если ты чего-то не знаешь — найди, разберись, почитай документацию.
Александр Паволоцкий, академический руководитель школьных программ Яндекса
Во второй год школьники знакомятся с технологиями разработки программ и графическими интерфейсами. А ещё учатся решать прикладные задачи и работают над своими проектами по трём темам:
-
разработка графического интерфейса (GUI) — визуальной части сайта или приложения;
-
создание игры (Pygame);
-
веб-разработка — сервера, бота.
На втором году обучения у нас есть три проекта. Первый — индивидуальный, а второй и третий — командные. Здесь уже есть элемент творчества. Например, ученики сами выбирают тему проекта и придумывают идею, что бы они хотели создать: игру, чат-бота, веб-приложение.
Александр Паволоцкий, академический руководитель школьных программ Яндекса
Преподаватели Лицея Академии Яндекса — практикующие разработчики, педагоги школ и вузов, студенты старших курсов технических специальностей. Все они проходят тщательный отбор и обучающую программу от Яндекса.
За каждым преподавателем закреплён методист, который его контролирует. Многие педагоги работают в Лицее по 4–5 лет. Некоторые потом переходят в Яндекс как разработчики или методисты. Например, все наши методисты — преподаватели из первого и второго потока Лицея.
Как поступить
Обучение в Лицее Академии Яндекса бесплатное — достаточно успешно пройти тестирование и собеседование.
Для поступления нужно пройти два этапа:
-
Первый — тесты на математику и логику на уровне седьмого класса.
-
Второй — собеседование, где преподаватель пытается понять мотивацию ученика.
Незаинтересованные дети чаще бросают обучение. У команды есть кейсы по отчислению — надеемся, что их число не будет расти.
Чтобы подготовиться к первой части отбора, стоит пройти тест, который решали ученики прошлых потоков. Аналогичный будет у вас, только с другими задачами.