Кто такие ассистенты преподавателя
Кто такой ассистент преподавателя
Ассистент — это помощник преподавателя, его можно сравнить с оруженосцем. В Средние века оруженосец помогал рыцарю, попутно учился у него и мечтал в будущем сам стать рыцарем. Так и ассистент включается в учебный процесс, чтобы снять с преподавателя часть организационной и учебной работы. А взамен получает уникальный опыт, который пригодится в будущем.
Вот что может брать на себя ассистент:
-
Вести список задач — следить, чтобы преподаватель вовремя проверял практические задания и выдавал студентам всё, что нужно.
-
Проверять некоторые задания самостоятельно и давать обратную связь.
-
Консультировать студентов, отвечать на их вопросы.
-
Участвовать в исследовательских и лабораторных проектах.
В лице ассистента преподаватель получает помощника, на которого можно положиться, — и в результате экономит силы и время для того, чтобы передать студентам больше знаний. А студенты получают дополнительного преподавателя. Одним словом, ситуация «вин-вин-вин».
Зачем это самому ассистенту
У ассистента есть несколько причин становиться «оруженосцем».
Получить преподавательский опыт. Преподавание — это сложно, и научиться можно только на практике. Такой опыт будет полезен в академической карьере. Поэтому в ассистенты часто идут студенты последних курсов и аспиранты, которые планируют остаться на кафедре или продолжить обучение в другом вузе.
Опыт ассистирования можно вносить в резюме.
Сформировать преподавательский тандем. Стать ассистентом сильного, известного преподавателя — это «шорткат» к получению уникальных знаний. Так что в ассистенты часто идут к преподавателю, который впечатлил и вдохновил в вузе.
Ассистент может стать соавтором научных работ и статей преподавателя.
Развить софт-скиллы. Умение объяснять сложные вещи так, чтобы было понятно и не скучно. Опыт организации сложных систем и управления коллективом. Способность совмещать несколько видов деятельности. Всё это здорово помогает ассистенту не только в учёбе, но и в будущей работе. Причём неважно, останется он на кафедре преподавателем или уйдёт работать в IT-компанию или стартап.
Повторить важный курс. Работая ассистентом преподавателя, можно во второй (или даже в третий) раз пройти учебный курс. Полезно, если хочется погрузиться в любимую тему или закрепить свои знания, особенно если курс был сложным и важным для будущей карьеры.
Показать себя. Конкуренция — это часть учебного процесса. Если конкурс на должность аспиранта — пять человек на место, то студент, работающий ассистентом преподавателя, будет заметен и получит преимущество при поступлении в магистратуру или аспирантуру. В этом нет кумовства, ведь ассистент искренне вовлечён в учебный процесс.
Где можно встретить ассистента преподавателя
Прежде всего, в любом уважаемом западном вузе. В иностранных университетах много звёздных преподавателей — люди мечтают попасть на их лекции, словно на рок-концерт. В России такие преподаватели тоже есть: например, на знаменитых лекциях профессора Андрея Анатольевича Зализняка о новгородских берестяных грамотах аудитория не могла вместить и половины желающих.
Неудивительно, что преподаватель хочет сосредоточиться на том, чтобы процесс обучения был эффективным. К этому стремится и вуз. А ассистент экономит немало ресурсов для лекций и научных работ.
Исследования, которые проходили в MIT и Беркли, доказали эффективность института ассистентов. Нагрузка на преподавателей снизилась, успеваемость студентов выросла.
В MIT, к примеру, возможности ассистентов приближаются к преподавательским. Они даже могут разрабатывать собственные учебные программы и вести по ним лекции для студентов, принимая зачёты и проверяя задания.
Как стать ассистентом преподавателя
В некоторых вузах есть уже есть ассистенты — тогда можно обсудить этот вопрос с научным руководителем или преподавателем, чтобы погрузиться в его работу и стать помощником. Может сработать, а может и нет: ведь ассистенту всё же нужны специальные знания и опыт.
А ещё стать ассистентом можно благодаря новой программе Академии Яндекса. Она состоит из онлайн-части (пять блоков, которые можно проходить в удобном для себя темпе) и трёхдневного семинара в офисе Яндекса в Москве. Вот что узнают участники программы:
-
Чем занимается ассистент, в чём польза этой работы для преподавателя, студентов и его самого.
-
Как составлять учебные планы к лекциям и семинарам.
-
Как быть понятным и убедительным для студентов.
-
Что такое грамотная обратная связь и как её правильно давать.
-
Как выстроить доверительные отношения со студентами.
Важно, что ассистентов учат обучать и оценивать взрослых. Иными словами, участники программы узнают, в чём состоит роль ментора и наставника, а это важный навык в будущей работе.
Программа даст основы педагогики и важные знания об учебном процессе, которые сложно получить самостоятельно. А ещё обучение на ассистента поможет сформировать и закрепить связь с преподавателем, с которым хочется работать в будущем.
Ассистент — это «суперстудент» или «супераспирант», который хочет стать преподавателем, лучше разобраться в сфере своих научных интересов, зарекомендовать себя и получить уникальный опыт обучения взрослых людей. При этом не просто по наитию, а с опорой на знания в педагогике, методической и учебной работе.
После окончания программы от Академии Яндекса можно будет уверенно назвать себя ассистентом — и наняться «оруженосцем» к любимому преподавателю. Системно полученные знания, в том числе по теории и практике преподавания, и бренд Яндекса повысят шансы на поступление и сделают работу ассистентом легче.
При этом в Академии ждут мотивированных студентов и аспирантов: желающим предложат пройти открытый конкурс, попросят заручиться согласием преподавателя или научного руководителя. А Яндекс после окончания обучения будет платить ассистентам стипендию в течение года. Одним словом, всё интересно и серьёзно!