Академическая мобильность: как студенты ШАДа побывали на летней школе в Университете Цинхуа
Академическая мобильность — это возможность временно обучаться, преподавать и вести научную деятельность в другом учебном заведении, а бонусом познакомиться с культурой другой страны, получить новый опыт обучения, обменяться знаниями и расширить своё комьюнити. Этим летом несколько студентов ШАДа стали участниками летней школы в Китае и провели две недели при Университете Цинхуа.
Для Яндекса это был первый опыт отправки студентов ШАДа на международные летние школы после ковида, но академическая мобильность как инструмент для расширения кругозора используется в университетах уже давно. Мы решили предоставить такую возможность и студентам ШАДа.
Ирина Ким, координатор международных программ Яндекс Образования
Координатор международных программ Ирина Ким вместе с командой мониторила возможности летних школ в разных странах и узнала, что Университет Цинхуа проводит набор в такую школу. Цинхуа — ведущий вуз с сильной IT-программой, а летняя школа, которую они организовали, — прекрасная возможность для студентов. Предложение заполнить заявку на участие разместили на внутренних ресурсах ШАДа. Было несколько тысяч заявок со всего мира.
Важным было сначала получить фидбэк от Университета Цинхуа. Как только студентам приходил отклик после заполнения заявки, они связывались с нами. Таких студентов оказалось несколько, мы с ними встречались, узнавали их мотивацию, оценивали успеваемость. Также для участия в программе были важны хорошие рекомендации, активное участие в жизни ШАДа, отсутствие академической задолженности в ШАДе и знание английского языка. Мы оплачивали ребятам перелёт, остальные затраты на себя брал Университет Цинхуа.
Ирина Ким, координатор международных программ Яндекс Образования
Ребята, расскажите, как проходила учёба?
Тася: Я была на том направлении, где не было лекций: мы готовили проекты и ходили по экскурсиям. Это крайне отличалось от того, чем я занималась в ШАДе, где нам давали практические навыки. На проектах давали задание придумать теоретическое решение проблемы и подготовить доклад, объяснить, почему это важно и как это поможет обществу. С одной стороны, это включало в себя глубокий анализ проблемы и релевантности решения. С другой — проекты были немного оторваны от реальности и мне казалось, что больше оценивали их подачу и оригинальность.
Академическая мобильность — это расширение кругозора. И наша основная цель — дать студентам шанс взглянуть на образование через призму международного опыта.
Мы используем любую возможность отправлять ребят в ведущие вузы других стран, чтобы развивать вовлечённость студентов в международную повестку.
После участия в таких программах они смогут более объективно оценивать, что происходит в сфере обучения у нас в стране.
Ирина Ким, координатор международных программ Яндекс Образования
Кстати, победителем стал проект про роборыбку, которая ест пластик, выброшенный в море. Идея, конечно, классная, но её полезность и реализуемость сомнительны. Более того, с нами в команде были ребята, для которых это было вступительным испытанием в магистратуру. Тогда я почувствовала, насколько более сильную и практическую программу предлагает обучение в ШАДе.
А как проходило общение с китайскими студентами и преподавателями?
Тася: К сожалению, непосредственно преподавателей из Китая на моём направлении не было, только организаторы и студенты магистратуры. Но мне удалось пообщаться с менторами — приглашёнными учёными из разных стран. Они оказались очень интересными людьми.
Мы говорили об устройстве образования в разных странах, о том, как они проходили путь от технических наук до медицины, как влияют на образование изнутри и преподают машинное обучение. Общение с другими студентами тоже строилось легко: мы болтали о проектах и жизни.
Костя: Мне очень понравился сам университет. В кампусе есть филиалы трёх вузов, один из которых — Цинхуа. Поэтому территория огромная: есть свои улицы, автобусы, река и озёра, современные корпуса и аудитории. Профессора университета учились в лучших вузах Китая и мира, имеют много статей и публикаций. Во время летней школы они читали лекции, основанные на их собственных исследованиях, объясняли всё понятно — даже для такой разношёрстной аудитории.
Класс! А в китайскую культуру погрузиться получилось?
Тася: Погрузиться в студенческую жизнь кампуса получилось точно, а китайской культуры в Шэньчжэне было чуть меньше, чем хотелось бы. Это молодой и современный город. Думаю, для полноценного погружения в Китай нужно больше времени.
В свободное время мы гуляли, изучали город и наблюдали за его жителями, были на нескольких ночных рынках. Ещё я ходила на спортивную тренировку к местным. Ощущения от города очень необычные: он словно один огромный зелёный парк с выступающими небоскрёбами.
Меня удивляло почти всё. Например, люди на улице не говорят по-английски, хотя все студенты говорили на нём без проблем. Ещё в Китае есть особенный способ показывать числа одной рукой. Цифры показывают жестами, похожими на иероглифы.
Костя: У нас было несколько выездов в город. Мы побывали в музеях, высокотехнологичном автоматизированном морском порту и офисе компании Meituan — крупнейшей службы доставки в Китае. Цель экскурсий была в том, чтобы показать, что технологии здесь не только разрабатываются, но и активно применяются.
Как эта программа помогла тебе?
Тася: Программа помогла мне расширить кругозор и найти интересные направления для карьерного развития. Ведь далеко не всегда легко понять, чем хочется заниматься в будущем.
Также, например, если я решу пойти в науку и буду искать место, где активно развиваются интересующие меня направления, я уже знаю, с кем могу связаться для совместной работы, ведь я знакомлюсь с профессорами, которые могли бы мне в этом помочь.
Костя: Летняя школа была направлена не столько на обучение, сколько на знакомство студентов из разных стран с Цинхуа и Шэньчжэнем. Я узнал о развитии технологий в Китае, увидел своими глазами передовые инновации и услышал о классных научных исследованиях из первых уст. Такие зарубежные поездки точно помогают перенять опыт других стран в применении и развитии технологий.
Что посоветуете студентам, которые тоже хотят принять участие в подобных программах?
Тася: Мой главный совет — пробовать, ведь студенчество — лучшее время для этого! Пользуйтесь всеми возможностями, которые встречаются в жизни. Не стоит бояться, что что-то не получится. Если интересно, это уже повод подать заявку и попробовать свои силы. А если вдруг не выйдет, расстраиваться тоже не стоит: отказ — это опыт, на основе которого будет возможность проявить себя лучше.
В нашем фокусе находятся все вузы, которые занимаются развитием искусственного интеллекта на высоком мировом уровне с ведущими учёными. Сейчас мы много работаем со странами Персидского залива. Например, с одним из ведущих в области искусственного интеллекта Университетом им. Мухаммада ибн Заида в Абу-Даби и Научно-технологическим университетом им. короля Абдаллы в Саудовской Аравии.
Существует академическая мобильность не только студентов, но и преподавателей. Поэтому мы также планируем постепенно приглашать зарубежных преподавателей к нам в ШАД.
Ирина Ким, координатор международных программ Яндекс Образования