Как войти в IT через профессию тестировщика
Расскажи, как ты пришла в тестирование
Это было в 2019 году. Я работала по своей специальности — экспертиза и управление недвижимостью. Мне не нравилось однообразие, а перспектив для развития не было. Тогда я поняла, что нужно искать что-то другое. Мой муж был разработчиком в игровой индустрии. Я знала, что в IT хорошие условия, и решила перейти в эту сферу. Мне показалось, что легче всего попасть в тестирование. Я почитала о профессии — и поняла, что мне это подходит. По сути, требовались такие же качества, как при оценке недвижимости: внимательность к деталям и непримиримость к ошибкам.
За месяц я прочитала несколько книг по тестированию и попробовала попасть на работу в небольшую компанию, которая занималась интеграцией ПО. Я неделю изучала вступительный курс для тестировщиков, но в штат к ним не прошла. Зато попала стажёром в Яндекс Навигатор: увидела вакансию, откликнулась и выполнила тестовое задание.
Меня позвали на два собеседования — теоретическое и техническое. Я успешно прошла их, и меня приняли. После стажировки попала в команду Яндекс Авто, а сейчас уже полгода руковожу группой тестирования Умного дома.
Как ты решилась буквально за месяц поменять профессию?
Конечно, мне было страшно, но я чётко понимала, для чего это делаю, — и сомнений не было. Хотелось работать именно в IT-сфере, потому что мне важно хорошо зарабатывать. А ещё здесь по-человечески относятся к сотрудникам, строят команды и заботятся о благополучии.
Мне всегда было интересно сравнивать и давать обратную связь. Я могла бы работать литературным критиком или учителем, потому что мне нравится оценивать чью-то работу. Например, в детстве я устраивала для родителей контрольные и проверяла, насколько хорошо они справились. В IT этой моей черте характера идеально соответствует тестирование. Здесь тоже нужно проверять и оценивать труд дизайнеров и разработчиков по юзерским сценариям, которые создаёшь.
Ещё я люблю обучать других — рассказывать что-то максимально доступно. Особое удовольствие я получаю, когда человек понял и использует эти знания. В моей работе это тоже есть. Я провожу онбординг новичков: рассказываю им про тестирование Умного дома, как и что делать. Так что в тестировании я наконец-то нашла применение всем своим талантам.
Что входит в задачи тестировщика?
Фактически это проверка, как работают программы и устройства. В моей команде ребята тестируют всё: бэкенд, фронтенд, натив. Например, фронтенд-разработчики сделали плашку в интерфейсе приложения — и нужно проверить, нет ли в её работе ошибок.
Вообще, тестировать можно всё что угодно — от приложений до железа.
Получается, тестировщики работают не только с ПО?
Не только. В подразделении «Алиса и умные устройства» есть специалисты, которые тестируют «железную» часть. Ребята из системной команды Яндекс Станции проводят разные измерения и тесты. Например, измеряют уровень сигнала на конкретном семпле — образце устройства, делают стресс-тесты различных модулей.
Есть работа на стыке железа и софта. Например, проверка прошивки Станции. Тестировщик проверяет, что все запчасти Android и драйверы работают, Wi-Fi-модуль подключается, колонка воспроизводит звук по Bluetooth и работает в режиме стереопары.
То есть ты выбираешь, работать с софтом или с железом?
Здесь есть интересный паттерн, который я заметила среди своих коллег-тестировщиков. У нас у всех был период в жизни, когда мы сидели и массово ковыряли свои личные компьютеры, но по-разному. Одни меняли себе видеокарту или материнку — теперь они работают с железом. Кто-то, наоборот, исследовал драйверы, переустанавливал программы, прошивки — сейчас они тестируют софт. Этот паттерн поведения — изучать технику или программы — закладывается сильно раньше, чем можно себе представить.
В 13–14 лет я тоже занималась софтом. Как-то у меня на компьютере вылетел синий экран. Я пошла изучать, почему так, что это за ошибка, как её исправить, и закопалась на три дня. В итоге нашла и исправила проблему сама, без чьей-либо помощи. Позднее я и Windows тысячу раз устанавливала, и даже однажды Linux, в целом эта область меня захватила — правда, не настолько, чтобы пойти в сисадмины 😃)
Чем ты занимаешься в команде?
Раньше я тестировала софт. Сейчас у меня преимущественно менеджерские задачи. Например, провожу созвоны с сотрудниками, хожу на встречи — ретроспективы, разборы инцидентов. Крайне редко занимаюсь ручным тестированием: только когда надо помочь в очень горящем месте.
Также я отслеживаю статусы по багам в продакшне, контролирую сроки их починки, слежу за метриками тестирования, приоритизирую задачи. Руководитель — это миллион точек ответственности, нужно следить за ними и стараться ничего не упустить.
Как считаешь, какие навыки и качества нужны специалисту по тестированию?
Из софт-скилов, наверное, базовое качество — умение общаться с людьми. Если ко мне на собеседование придёт закрытый человек, из которого я буду вытягивать ответы, — нам не по пути. У нас в команде ежедневное общение с десятками разработчиков и менеджеров. Коммуникация — 80% нашей работы.
Здесь же сопутствующие качества — честность и открытость. Ещё важна внимательность, чтобы вдумчиво проверять работу приложения и описание задачи: соответствует ли оно тому, что в итоге сделал разработчик.
Из твёрдых навыков — нужно знать разные программы, которые понадобятся в работе. Например, Android Studio, DevTools, Postman, Charles и Fiddler — то, чем мы пользуемся изо дня в день. В свою команду я обычно ищу тестировщиков уровня middle. Стажёру не обязательно уметь работать с этими программами, но нужно про них знать. Будет большим плюсом, если человек прочитает что-то про это, познакомится с парочкой видео на Youtube. Важно показать свою заинтересованность.
К чему нужно быть готовым, когда приходишь на работу инженером по тестированию?
К тому, что здесь есть рутинные задачи. Основная рутина в тестировании — проведение регрессов. Это когда разработчики всю неделю что-то активно кодили, писали, правили. Из этого всего собирается релиз фичи и отправляется на регрессионное тестирование. QA-инженеру надо по тестовым сценариям, которые он заранее подготовил, проверить, что все части приложения работают. И такое каждую неделю. А теперь представьте, что у вас релиз не один, а три: бэкенда, фронтенда и натива. Надо три раза за неделю пройтись по плюс-минус одинаковым кейсам.
Хорошая новость — не во всех компаниях тестировщик занимается этим сам. Например, в Яндексе есть отдельные сотрудники, которые выполняют эту работу.
Ещё одна возможность снижения такой рутины — автоматизация, но для этого нужны знания и квалификация. Автоматизатор — это уже нечто среднее между разработчиком и тестировщиком.
С чего бы ты посоветовала начать человеку, который тоже хочет стать тестировщиком?
Я рекомендую посмотреть видео с Клавдией Осенниковой — выступление на конференции CodeFest про то, как мы тестируем Алису. Это одно из тех видео, что могли бы меня замотивировать и задрайвить, если бы я только сейчас шла работать в Алису и умные устройства.
Книги, которые обычно читают все тестировщики, — «Тестирование dot com» Романа Савина и «Тестирование программного обеспечения» Святослава Куликова.
То, что я сама перечитываю раз за разом, — QA Bible. Это так называемая Библия тестировщика — огромная онлайн-база, где рассказано про все аспекты тестирования. Материал постоянно пополняется, можно бесконечно открывать что-то новое.
Как ты видишь будущее профессии?
На мой взгляд, профессия специалиста по ручному тестированию не исчезнет, кто бы что ни говорил. Некоторые вещи, например UX, может оценить только человек, потому что именно он пользуется этим интерфейсом. Вряд ли любое AI-решение сможет дать интерфейсу оценку вроде «до этой кнопки тяжело тянуться на большом экране, давайте подумаем, как нам изменить это».