Как экологично договариваться: гайд по ведению переговоров
Переговоры — это общение
Любые переговоры — это коммуникация между людьми, кем бы они вам ни приходились. Это может быть ваш тимлид, коллега, официант в кафе или мама. Чтобы достичь цели переговоров, нам важно сохранить отношения.
Поэтому вот шесть универсальных правил, которые помогут эффективно вести любой диалог и не разругаться:
-
Не делайте несколько дел одновременно. Чтобы не притворяться, что слушаете собеседника, нужно действительно его слушать. Но вести конспект разговора можно без проблем.
-
Задавайте открытые вопросы: что, где, когда, как? Пусть собеседник расскажет всё сам.
-
Если вы чего-то не знаете — признайтесь в этом. И вообще, честно признавайтесь в своих недостатках и слабостях.
-
Не проводите параллели с опытом вашего собеседника, каждая история уникальна. Когда человек рассказывает о своих проблемах, не стоит перебивать его или дополнять его речь своей историей и советами.
-
Слушайте. Люди любят говорить, потому что это создаёт иллюзию, будто лидирующая роль принадлежит им.
-
Фиксируйте договорённости. После разговора полезно напомнить всем участникам, что вы обсуждали и к чему пришли, а также сформулировать дальнейшие шаги.
Переговоры: пошаговая инструкция
1. Подготовьтесь. Искусство переговоров называется так неспроста: чтобы договариваться с людьми успешно, к этому нужно подготовиться.
Подумайте, какой результат будет оптимальным, на каких условиях вас устроит компромисс и какой итог будет провалом.
Представьте себе весь диапазон вариантов — от идеального до полностью неприемлемого. Постарайтесь предугадать, что может повести диалог по плохому сценарию, и избегать этих опасных направлений.
Полезно прямо прописать это. Например:
Идеально → Мне повысят зарплату.
Оптимально → Зарплату не повысят прямо сейчас, но мы решим, как этого добиться через полгода.
Плохо → Зарплату не повысят — и скажут, что не повысят никогда.
2. Введите собеседника в контекст. Полезно в начале переговоров сформулировать «багаж»: дать собеседнику больше информации о том, что вы вообще обсуждаете и в чём проблема.
Это не просто формирует общее поле переговоров, но и часто служит шорткатом. Например, ваш собеседник готовился к долгому спору, потому что неправильно представлял себе тему:
— Слушай, я хочу обсудить код-ревью. Мне не нравится, что они проходят у нас довольно токсично. Хочу подумать, как наладить общение в этом случае.
— Блин, ты прав. Вообще, я и сам думал об этом — и вот что решил...
3. Демонстрируйте желания и потребности. Часто в переговорах стыдно перейти к тому, что вам требуется. Например, когда хотят сменить команду, но боятся или стесняются признаться в этом. Порой доходит до того, что один из участников разговора изо всех сил пытается не сказать, что же ему на самом деле нужно.
Если вы тоже стесняетесь, используйте вот такой приём: начните с того, что вы стесняетесь.
«Привет! Слушай, я хочу обсудить повышение зарплаты. Если честно, я стесняюсь говорить об этом, у меня мало опыта. Но я набралась сил и готова это обсудить. Что скажешь?»
4. Интересуйтесь мнением и чувствами собеседника. Чтобы не бояться, что другой участник важного разговора думает что-то страшное, можно прямо спросить: «Как ты вообще к этому относишься? Хочу послушать твоё мнение».
Если у вас есть сомнения, можно уточнить: «Мне показалось, что это тебя расстроило. Я прав?»
Переговоры и любые важные разговоры вообще — это как парное занятие спортом.
Представьте, что вы с собеседником по очереди поднимаете штангу — кто последний в силах её тягать, тот и победитель. При этом каждый из вас может в любой момент не поднимать, а отдыхать. Разумеется, вам выгоднее пореже подходить к штанге.
Дайте собеседнику выговориться, рассказать о своих идеях и чувствах. Всё равно без вас ничего не решат. Кроме того, когда человек говорит, ему кажется, что он лидирует в разговоре. Это обманчивое чувство, полезное нам: когда собеседник лидирует и не чувствует угрозы (ведь вы молчите и как бы согласны с ним), он охотнее примет решение в вашу пользу.
5. Зафиксируйте результат переговоров. В конце разговора выделите минутку, чтобы всё просуммировать: кратко перескажите, к какому решению пришли, каким будет следующий шаг и кто его должен сделать. В идеале — письменно, в чате или таск-трекере.
Так вы избежите ситуации, когда через недели и месяцы тема разговора всплывёт, но все уже забыли, как обсуждали и что решили.
И ещё кое-что
Вот ещё несколько простых правил неконфликтного общения:
-
Полезно даже самые сложные разговоры начинать с фразы «Как дела?» или «Да-а, разговорчик у нас сегодня непростой». Старайтесь чуть сбить напряжение, не прыгать с шашкой наголо.
-
Чем больше инициативы и власти вы отдаёте собеседнику, тем лучше для вас. В самых тяжёлых случаях полезно прямо транслировать: «Тут ты решаешь — как ты скажешь, так и будет. Позволь только, я сперва объяснюсь».
-
Если разговор зашёл в тупик или тон резко поднялся, полезно сбить пламя: «Слушай, мне кажется, сейчас не очень конструктивно получается. Я предлагаю не ссориться и просто дать нам всем время подумать. И созвонимся через несколько дней, что скажешь?»
-
Если хочется пошутить, лучше пошутить над собой. Идеальное начало переговоров — это когда один из участников рассказывает смешную историю про себя: «Блин, я так спешил на этот важный разговор, что даже забыл побриться». Все улыбнутся, увидят в вас простого человека — и начать будет легче.