Как устроена работа «классического» инженера
Образование
Инженеров учат в институте: на бакалавриате — за четыре года, на специалитете — за пять лет. Там инженер изучает высшую математику, дисциплины прочности и долговечности — к примеру, знаменитое «сопротивление материалов», сопромат. Также студенты учатся создавать чертежи в соответствии с оформительским стандартом ЕСКД. На последних курсах студент посещает производственную практику, это что-то вроде стажировки.
В конце обучения инженер сдаёт государственные экзамены по нескольким важнейшим предметам и защищает диплом — большой проект, который студент готовит несколько месяцев.
Инженеры обычно очень специализированы. К примеру, инженер-машиностроитель не возьмётся строить мост, а электротехник откажется рассчитывать прочность станка. Чтобы получить новую специальность, нужно снова учиться. При трудоустройстве у инженера обязательно потребуют диплом по специальности, без диплома или с другой специализацией на работу не возьмут. Образование здесь так же важно, как при работе врачом, а ещё желательно иметь опыт.
У электронщиков больше упор на электротехнику и электронику, немного программирования. Хотя у меня были и детали машин, и материаловедение)
Алексей Фоменко, инженер-электронщик в Яндексе
Чем занимается на работе
Инженер-конструктор в машиностроении создаёт чертежи деталей или механизмов. При этом он не просто «рисует» их, как это делал бы 3D-художник в компьютерной игре. Каждую созданную вещь он рассчитывает: на прочность, соответствие техническим характеристикам, экономичность и по другим параметрам.
Кроме того, классический инженер часто посещает производство, чтобы обсуждать особенности придуманных им решений «у станка». Так что возле компьютера инженера всегда лежит наготове белая каска: без неё на производство не пустят по правилам безопасности.
Как и в IT, в технике реализация решения редко проходит гладко. Часто инженер курсирует между бюро и производством, чтобы внести правки в проект, исправить недочёты. Бывает, что механизмы приходится переделывать, если в результате испытаний они не показывают достаточной надёжности и заявленных эксплуатационных характеристик.
При этом цена ошибки высока. Автор этих строк однажды наблюдал за тем, как строители сносили свежепостроенный мост на заводе, который спроектировали с нарушением норм. А проштрафившийся инженер был вынужден создавать технологическую карту — документ, описывающий последовательность действий, — для сноса собственного сооружения.
Электронщик не так часто посещает завод, т.к. печатные платы изготавливают в специфических местах. Но точно так же нужно всегда быть на связи с технологом, который даёт обратную связь о разработанной плате, какие трудности в изготовлении, как снизить стоимость, что нужно переделать и так далее.
В электронике цена ошибки в основном чревата именно временем. Если ошибся в простенькой плате — на паре образцов можно поработать скальпелем и паяльником, проверить все как следует, и в следующей версии уже учесть-исправить. Но если плата более-менее сложная — скальпель может не спасти, и придётся просто грустно смотреть на запоротую плату, пока три недели изготавливается новая. А работа стоит!
Алексей Фоменко, инженер-электронщик в Яндексе
Рабочее место
Современный инженер в конструкторском бюро или департаменте на производстве не очень отличается от айтишника: 100% работы он выполняет на компьютере. В работе он использует системы автоматизированного проектирования: SolidWorks, AutoCAD и другие.
Вообще, в работе современного инженера хватает программирования. Для расчёта прочности деталей и автоматизации процесса инженеры пишут простые скрипты и расширения. Опытные пользователи CAD-программ пишут скрипты на AutoLISP. Набрать 100 строчек кода, чтобы часами не рисовать противные цилиндры с отверстиями, — это ощущается как настоящая магия!
Но ещё 20 лет назад в ходу было и бумажное проектирование. Классические инженеры создавали чертежи на листах ватмана формата А1 и А0 с помощью карандашей, ластиков, циркулей и других инструментов. Листы бумаги крепили к большим столам с наклонной столешницей — кульманам (по фамилии их изобретателя, Франца Кульмана). Работали обычно стоя.
У электронщика есть потребность в наборе дорогого оборудования: осциллографы, спектроанализаторы, генераторы сигналов, блоки питания. Из-за этого в электронику довольно высокий порог вхождения: все эти вещи в основном бывают только на работе, мало кто покупает такое для себя домой. И в этом же сложность удалённой работы.
Алексей Фоменко, инженер-электронщик в Яндексе
Автор этих строк успел постоять за кульманом: сперва в детстве, на работе у дедушки, который был ведущим инженером на заводе, а после — в юности, участвуя в олимпиадах по начертательной геометрии в школе и вырисовывая первую «расчётку» в институте. Скрип карандашей, треск калькуляторов, запах таблиц, пособий, гостов, справочников, тихие разговоры других инженеров за чаем — этой романтики уже не застать в современных конструкторских бюро.
При этом ещё 30 и более лет назад в работе инженеров проявлялись характерные особенности традиционных IT-специалистов. Например, инженеры обязательно делали «код-ревью» — проверяли друг за другом расчёты и чертежи. Да и слова «макет», «прототип», «тестовый стенд» пришли прямиком из лексикона классических инженеров.
Подход к работе
Работа классического инженера довольно формализована. Творческий подход возможен, но только в рамках принятых стандартов и норм безопасности. Мы живём и работаем в зданиях, ездим на машинах, летаем на самолётах, пользуемся устройствами и приборами, которые создали инженеры. Если инженер создаст их без оглядки на правила и нормы, может случиться трагедия.
Классический инженер навскидку только 20–30% времени занимается «рисованием», а в остальное время он читает стандарты, выбирает готовые узлы из справочников, рассчитывает.
При этом в жизни встречаются устройства и сооружения, которые мы называем технически красивыми. К примеру, старая плёночная фотокамера, хорошие часы, автомобиль, башня или мост. Иными словами, в работе инженера не обходится без красоты и полёта мысли.
Я считаю, что инженер ничуть не уступает художнику, разве что работает от ограничений. Зато внутри этих ограничений у инженера полная свобода действий и, иногда, далее самовыражения.
Я, например, люблю, чтобы печатная плата не просто была спроектирована так, что хорошо работает, но и так, чтобы на неё было приятно смотреть. Я могу потратить лишние пару часов для того, чтобы дорожки на плате лучше смотрелись композиционно).
Ну и ещё люблю закладывать в плату маленькие пасхалочки. Например, если разобрать Яндекс Станцию 2, рядом с процессором будет написано «Алиса живет здесь», а вокруг одного из светодиодов нарисован светлячок.
Алексей Фоменко, инженер-электронщик в Яндексе