Рассказывает преподаватель: как устроена жизнь в университете
Евгений, расскажите, что входит в ваши обязанности в вузе?
Я работаю в Вышке, на факультете компьютерных наук, и у меня здесь несколько больших ролей: преподаватель, академический руководитель программы «Прикладная математика и информатика», руководитель департамента. Я преподаю машинное обучение в разных его проявлениях. Целый год веду курс для профильных студентов, а также преподаю на майноре «Интеллектуальный анализ данных». В Вышке майнор — это дополнительная непрофильная специальность, которую могут выбрать студенты самых разных направлений. Например, на мой майнор по анализу данных ходят те, кто изучает психологию, экономику, социологию.
Но у меня немного занятий: всего три пары в неделю. Обычно преподаватели в штате ведут не менее шести, но у меня есть поблажка из-за моей административной работы.
В роли руководителя программы я отвечаю за студентов, за то, что они изучают, за их проблемы, за процессы, которые выстраиваются. В роли руководителя департамента — за преподавателей: чтобы они были мотивированы, чтобы у них были все условия для хорошей работы, чтобы они развивались и вели качественные курсы.
Как вам с такой многозадачностью живётся?
Я этим занимаюсь не в одиночку. В чём главная роль руководителя? Делегировать и транслировать свои знания другим. Есть много людей, которые мне помогают, с кем я вместе работаю. Так что руками я делаю довольно мало.
Руководитель в компании и в университете — это одно и то же, если мы говорим об управлении большими командами, об ответственности за большой продукт. Ты думаешь про людей, бюджеты, развитие, коммуникацию, процессы. Да, специфика немного разная, но проблемы одни и те же. Когда я общаюсь с друзьями, которые занимают высокие позиции в компаниях, в Яндексе в том числе, то замечаю очень много общего. Может быть, слова мы говорим немного разные, но проблемы те же.
Почему вы преподаете несмотря на менеджерскую роль?
Моя основная должность в Вышке — доцент. Если ты преподаватель, доцент, профессор, то ты должен преподавать. Может быть, немного, но сколько-то должен. Это самое важное и базовое — по разным причинам.
Во-первых, если взять случайного человека, который меня знает, — скорее всего, он знает меня потому, что проходил мои курсы. Если перестать преподавать, это плохо скажется на моём визибилити. Социальная активность тоже важна. Во-вторых, мне кажется, студенты ценят меня за то, что я преподаю. Я веду занятия на третьем курсе — и с момента, как я начинаю у них преподавать, коммуникация у нас выходит на новый уровень.
Ну и наконец, это просто отдушина. Административная работа даёт гораздо меньше отдачи, чем преподавание. Когда было собрание с первокурсниками, наш декан говорил, что на его работе мало общения с классными студентами и много — с нерадивыми. У меня похоже. Я часто разгребаю проблемы студентов, конфликтные ситуации у преподавателей. А преподавание — это что-то позитивное. Без этого было бы тяжело.
Здорово, а как строится учебный процесс для преподавателя?
Я в 2013 году выпустился из университета и сразу пошёл преподавать: вести семинары по машинному обучению на своей кафедре в МГУ. Я готовился к каждому семинару: писал конспекты, продумывал материалы, готовил домашние задания. Занимался всем этим один, что, конечно, отнимало много времени.
Со временем материалы накопились, стало проще. Но когда начинаешь вести большой курс с 300 студентами и 10 семинарскими группами, возникает работа другого рода: нужно найти семинаристов, ассистентов. Это непросто, но у нас, к счастью, выпускники всегда рады вернуться в университет уже в роли преподавателей. Когда преподаватели найдены, нужно наладить процессы: чтобы все рассказывали одно и то же, участвовали в разработке заданий, могли подменить друг друга в случае чего.
Сейчас у меня на курсе около 400 студентов и 32 ассистента, которые проверяют домашние задания. Это большая команда, которой нужно управлять. Я делегирую часть обязанностей: у меня есть ассистент лектора, который помогает с организационной работой.
Что касается лекций, готовиться уже нет необходимости: помню материалы наизусть. Можно проснуться и сразу пойти в аудиторию, и выйдет в целом неплохо. А если перед лекцией посмотреть свои заметки и подумать, на чём сделать акценты, то будет ещё лучше.
Но когда уже всё отработано, возникает другая сложность: заставить себя улучшать наполнение. В нашей теме постоянно возникает что-то новое, и надо это отражать в материалах. Всегда есть способы лучше рассказать известную тебе тему — и это тоже надо придумывать, внедрять. Без этого ты просто лишишь студентов современных знаний. Да и, в конце концов, новый материал рассказывать интереснее. Это жутко приятно: всю ночь готовил рассказ на новую для тебя тему, рассказал студентам — и по глазам видишь, что они поняли. Значит, всё это было не зря.
Что для вас самое ценное в преподавании?
Самое приятное — когда студенты благодарят за курс и рассказывают о своих успехах. Это долгосрочные результаты, которые приносят удовлетворение. Например, студенты благодарили за помощь в карьере или использовали материалы курса для обучения других. Это замечательно, когда знания приносят пользу.
Как устроен ваш обычный рабочий день?
Сегодня я пришёл на работу около 10:30. До полудня — свободное время: ответил на сообщения, письма, подготовился к лекции. Сегодня была лекция на майноре, веду онлайн, так как слушают студенты из разных кампусов. Перед занятием немного обновил слайды с прошлого года.
После обеда провёл созвон с ассистентом, обсуждали ближайшие задачи по курсу. Например, что нужно составить таблицу с оценками, посмотреть прошлогодний план выдачи домашек, понять, что мы корректируем. Дальше — встреча с учебным офисом, обсуждали ближайшие задачи, текущие сложности. Потом дела с коллегами, обсуждение новой исследовательской программы на ФКН: планируем вовлечение студентов в научную работу.
Всегда ли вам нужно ходить в универ?
Нет, у меня есть возможность работать из дома. Правда, я скорее на работу приду: удобный кабинет, коллеги рядом, всё решается быстрее.
Но у меня много командировок, по несколько в месяц, иногда довольно длительных. Например, в декабре я поеду на совместную с Яндексом программу в Сириусе для школьников. Там я один из руководителей. В Сириусе я проведу две недели, в это время буду работать и читать лекции студентам удалённо.
Мы считаем, что работа нашего преподавателя творческая, а творческих людей ограничивать нельзя. Если хочется человеку один день в неделю в лесу провести и там зарядиться энергией, идеями, ну как мы можем препятствовать? Главное, чтобы результат был хороший.
А как меняется график рабочего дня в течение года?
У нас очень много сезонных событий. В начале года нужно больше работать с первокурсниками, в конце года — с выпускниками. Или, например, наш факультет много занимается корпоративным обучением, и в октябре-ноябре приходит много заказов, это добавляет работы.
Конец декабря — сессия, нужно готовиться к следующему модулю и новому календарному году. В начале января тоже горячая пора, потом попроще. В общем, по синусоиде.
В марте-апреле будут проходить финалы всероссийских олимпиад. В олимпиадах побеждают топовые школьники, и мы, конечно, хотим видеть их на своих программах. Поэтому мы ездим на сами олимпиады и проводим много предварительной работы: посещаем школы, организуем разного рода интенсивы, летние программы и так далее.
Чем занимаются преподаватели летом?
Нет, мы не отдыхаем. В июне — окончание года, выпускные. В июле — подведение итогов, составление плана на будущий год, поиск преподавателей, подготовка к старту курсов в сентябре. В июле начинается приёмная кампания, которая длится практически до конца августа. Ещё мы проводим летние школы для школьников и студентов, причём в весьма немалых количествах.
В завершение: что ещё мечтаете преподавать?
Существенная часть моей работы — это, мне кажется, работа психолога. Хотя у меня нет совершенно никакого психологического образования. И я не очень представляю, что такое психология как наука. У меня в университете даже такой дисциплины не было.
Но ко мне часто приходят студенты, коллеги, чтобы пожаловаться, обсудить проблемы. И мне приходится с этим иметь дело, вовлекаться, обсуждать, вместе анализировать происходящее. И, кажется, довольно неплохо получается.
Когда ты работаешь с сотнями преподавателей и тысячами студентов, начинаешь видеть какие-то закономерности. Когда ко мне приходит студент, порой я с первых фраз понимаю, о чём пойдёт речь, что он попросит или предложит, чем будет аргументировать. И мне бы хотелось однажды систематизировать это: что в образовании мотивирует и демотивирует студентов, какие когнитивные искажения мешают им хорошо учиться, да и вообще что такое «хорошо учиться». Это будет абсолютно ненаучно — но кто знает, может быть, за свою жизнь что-то новое я и смогу подметить.