Как спорить с коллегами и не испортить отношения
Решайте проблемы сразу
Бывает, что с коллегами случаются разногласия. В таком случае не стоит ждать, пока конфликт разгорится и станет очевиден всей команде. Лучше сразу предупредить, что что-то пошло не так.
Может быть непросто спорить с коллегой, который старше и опытнее. Но почти всегда такой страх остаётся просто страхом. В Яндексе (и в любой другой классной компании) коллеги — это приятели, которые делают общее дело.
Например, представим, что коллега не хочет работать с вами в паре над сложной задачей (пусть пример будет учебным, в жизни вы с таким вряд ли столкнётесь).
❌ «У тебя гораздо меньше работы, чем у меня, ну чего ты привередничаешь».
❌ «Ты просто не хочешь помогать».
✅ «Две недели назад я работал над похожей задачей и потратил на неё очень много времени. Будет здорово, если ты мне поможешь, — вдвоём мы справимся в три раза быстрее!»
Не переходите на личности
Старайтесь не обсуждать в разговоре личные качества собеседников — так точно получится конфликт. Например, ваш коллега написал метод, который должен показывать экран покупки в приложении. И этот метод не работает.
Если хотите вредничать, то можно сказать так: «Ты иногда такой странный код пишешь, прямо вообще!» Коллега точно обидится, гарантируем. Лучше сказать так: «Смотри, вот тут в коде есть проблема, давай исправим?» Коллега увидит, что критикуют не его самого, а работу — так любую ошибку исправить приятно.
Если обсуждение всё же переходит в ссору, продолжать бессмысленно. Попробуйте перевести конфликт в шутку или вежливо свернуть разговор: «Мы сейчас оба на нервах, давай поговорим в другой раз?» Но это совет на крайний случай, который случается раз в тысячу лет.
Отделяйте свои чувства от чужих
В общении нам свойственно проецировать на собеседника свои мысли или желания. Например, коллега говорит, что из-за вашей ошибки не может продолжить работу над общей задачей. Вы злитесь и не хотите это признавать — вполне понятно. Тут легко спроецировать свою эмоцию на другого человека: «Да ты просто бесишься, что на прошлой неделе я тебе указал на баг!» Вот и конфликтом запахло...
Лучше всегда говорить о своих чувствах: «Блин, мне обидно, что опять такая ошибка случилась. Как думаешь, почему так? Как этого не допускать?» Вот увидите, коллега сразу включится и постарается помочь.
Бывает, что чувство разочарования или злости не удаётся сдержать. Тогда честно скажите, что пока не готовы продолжать обсуждение, и предложите отложить его.
❌ «Ой, всё. С тобой невозможно нормально разговаривать!»
✅ «Ох, ошибки-ошибочки. С кем не бывает. Неприятно, конечно... Кстати, как посоветуешь исправить?»
Старайтесь понять чужую точку зрения
Ситуация: коллега настаивает на одном способе решения задачи, а вы на другом. Оба уверены в своей правоте.
❌ Можно бесконечно отстаивать свою правоту, пытаясь ответить на каждый довод коллеги. Но выйдет так, что оба потратят кучу времени и сил, а дело не сделают.
✅ Гораздо эффективнее прислушаться к доводам коллеги и найти точки, где вы согласны друг с другом: «Смотри, мы оба считаем, что эта библиотека подойдёт для нашей задачи. Давай обсудим, как её лучше использовать?»
Дайте другому человеку возможность ответить
Задавайте вопросы, чтобы собеседник лучше формулировал мысли и переходил от конфликта к конструктивному обсуждению. Например, когда коллега настаивает на своей реализации функции, уточните: «Ты хочешь использовать этот метод, потому что он хорошо сработал в предыдущем проекте? Можешь рассказать подробнее, как он действует?»
О чём ещё спрашивать:
— «Что тебе кажется неправильным в моём решении?»
— «В какой ситуации ты бы согласился с моим предложением?»
— «Почему ты считаешь, что твой метод сработает лучше?»
Делайте паузу после своих аргументов и давайте собеседнику возможность ответить. Это поможет ему почувствовать, что его слушают и, главное, слышат. Так вы найдёте новые точки, в которых согласны друг с другом.
Хитрый совет. Иногда полезно спросить так: «Слушай, а сделай комплимент моему коду? Мне будет приятно!» Все сразу улыбнутся.
Выберите, в чём вам важно отстоять свою точку зрения
Важно определить значимые области, в которых вы не готовы к компромиссам, и обсудить их с коллегами. Если не можете задерживаться на работе дольше определённого времени, лучше сказать об этом в самом начале.
Часто многие вещи могут быть самоочевидными. Например, что в субботу лучше играть с котом, а не с кодом. Но если в субботу никак не сможете поднять упавший микросервис, полезно договориться об этом «на берегу». Тогда коллега будет готов подменить вас — и никакого конфликта не случится точно.