Как рассказать о своих сильных сторонах в резюме
Зачем хвалить себя в резюме
Начинающие разработчики не любят писать про свои личностные качества в резюме. Мол, не знаю, что такого про себя рассказать, я же ничего особенного пока не сделал.
Однако хвалить себя нужно — и вот зачем:
— Выделиться на фоне других соискателей с похожими навыками и опытом, ведь рекрутер может на одну вакансию получить больше десятка одинаковых откликов, где кандидаты окончили те же курсы, прошли ту же стажировку и освоили одни и те же технологии.
— Показать тимлиду, что с вами будет комфортно работать и вы впишетесь в команду.
«В компанию всегда хочется взять человека с близкими для меня и команды ценностями. В разделе „О себе“ хорошо бы немного раскрыться и написать, что ты за человек такой, а не только „умение работать в команде и проактивность“. Это помогает понять цели кандидата и спрогнозировать его будущее внутри компании на два-три года».
Сергей Шелег, CPO Appvillis
Про какие качества писать
В вакансиях работодатели часто указывают, какие качества ценят в кандидатах. Можно использовать эти подсказки. Выберите характеристики, которыми гордитесь, и вспомните ситуации, где были молодцом.
Гибкий и инициативный → «Когда команда перешла на новый фреймворк, я быстро его освоил: прочитал книгу по теме и прошёл онлайн-курс».
Коммуникабельный → «Нашёл экспертов, провёл с ними интервью и на этой основе написал семь статей для „Хабра“. Вот ссылки на мои публикации».
Целеустремлённый → «Чтобы попасть в эту компанию, прошла восемь этапов собеседования и настаивала на своей кандидатуре, хотя знакомые советовали не делать этого».
Ответственный → «Увидел проблему с ПО в проекте, над которым раньше работал, и сообщил разработчикам. Они сразу всё исправили».
Мини-истории работают лучше, чем простое перечисление качеств: они помогают за сухими строчками текста увидеть живого человека.
Как показать, что с вами будет классно работать в команде
Вместо того чтобы писать, какой вы командный игрок и как здорово ладите с людьми, покажите это на реальных задачах. Например, расскажите, как работали над тестовым или учебным проектом:
— Что делали, какая была цель.
— С кем работали в команде и как взаимодействовали.
— Какие сложности возникали в процессе и как вы справились — что конкретно делали, чтобы решить проблему.
— Что понравилось и чем гордитесь больше всего.
Из вашего рассказа должно быть видно, что вы умеете договариваться и искать варианты, понимаете, какую пользу приносите команде.
«Сильные и слабые стороны сложно оценить на бумаге, но меня может что-то зацепить в резюме, и уже на собеседовании я задам об этом вопросы. Обычно прошу рассказать о том, что специалист делал и какие решал задачи. Дальше смотрю на то, как он про это говорит, на чём делает акцент. Есть ребята, которые рассказывают про процесс: „Мы делали, мы работали“. А есть те, кто очень чётко расставляет акценты: „На этом проекте я делал вот это, а моя команда — это, проводили такие-то эксперименты и тесты, из этого узнали вот что, в итоге получили такой результат“. Я отдаю предпочтение ребятам, которые докапываются до деталей и осознают свой вклад в общее дело».
Тимур Гаврилов, CPO Welltory (Ex CPO Ultimate Guitar, Ex CPO Lingualeo)
О чём ещё можно рассказать
Напишите про свои интересы, но только про те, что связаны с работой. Например, за кем следите в мире дизайна и программирования, какие книги и блоги читаете.
❌ Не пишите, что играете в «Фортнайт» и поёте в рок-группе, если только не устраиваетесь в геймдев или музыкальный продукт.
✅ «Читаю книги по Agile и журнал Академии Яндекса, чтобы развиваться в IT».
Практически никто не указывает в резюме какие-то свои достижения в рамках проектов. Чаще всего это просто описание проекта, из которого всё равно мало что понятно.
Психология джуна склоняет указать в скилах максимум фреймворков, библиотек, технологий. Это может вызвать интерес у меня. Но если я на собеседовании выясню, что человек два поста на «Хабре» прочитал про библиотечку, а на практике не применял, то это будет огромным минусом, так как я считаю, что меня кандидат обманул. И неизвестно, где он ещё приукрасил, так скажем. Я гораздо лучше принимаю объективную картинку, это более ценно: «С „Реактом“ не работал, но через месяц планирую закончить свой пет-проект на „Реакте“».
В резюме также полезно видеть разделение по блокам: учебные проекты и личные, вне учёбы. Для меня хорошим знаком будет наличие этих личных проектов, я воспринимаю это как хорошую мотивацию кандидата.
Если были командные проекты, то я хочу сразу видеть чиселку — сколько человек в команде. Для меня это тоже полезная информация: значит, человек уже натаскан на какие-то общекомандные процессы.
Павел Курицын, руководитель буткемпа Яндекс Маркета