Журнал / польза

«Застрял на плато»: как преодолеть преграды в обучении

Если вы прилагаете те же усилия, что и раньше, но чувствуете, что стоите на месте, — пора признать, что вы застряли на плато. Объясняем, почему так происходит и что с этим делать

Что такое эффект плато

Эффект плато — достижение уровня, на котором прежние усилия больше не способствуют прогрессу.

С этим эффектом хорошо знакомы те, кто занимается спортом. Когда начинаешь упорно тренироваться, соблюдать режим и правильно питаться, самочувствие и физическая форма резко улучшаются. Первые кубики пресса заметны буквально через неделю тренировок. И кажется, если сейчас ещё поднажать, тело вот-вот станет идеальным.

Но спустя 2–3 недели результаты застревают на одном уровне. Тело привыкает к ритму и объёму нагрузок. Увеличение весов или времени тренировок не поможет, спортсменам приходится менять тренировочные программы.

Нечто похожее происходит с нашим мозгом, когда повторяющиеся паттерны обучения перестают давать прежний эффект. После месяца интенсивного погружения в иностранный язык кажется, что скорость обучения зашкаливает: много новых слов, конструкций, правил. Но ещё через 2–3 месяца при том же интенсивном графике уже не кажется, что материала много. Наоборот, прогресс замедляется.

Когда и почему наступает застой и регресс

В процессе обучения человек проходит несколько этапов.

Медленный старт и мотивация. Ученику всё интересно, но мало что понятно. Неизвестность слегка пугает, результатов ещё нет, учёба в новинку, но уже кажется, что впереди что-то интересное. Это период, когда вопросов больше, чем ответов.

Ускорение и супермотивация. Когда учёба становится привычной, усвоение новых знаний происходит быстрее: студент не тратит время и внимание, пытаясь понять, как, что и зачем ему узнавать. Высвободившиеся ресурсы идут на обработку учебного материала. Прогресс заметный и обнадёживающий.

Замедление и плато. Со временем темпы обучения спадают. Это естественный процесс, ведь нельзя всё время двигаться с одинаково высокой скоростью. Не получится заставить мозг работать одинаково интенсивно. Непонимание естественности и закономерности этого приводит к утрате энтузиазма. Начинается переходный этап, за которым следует регресс.

Регресс. Главное, что нужно знать об этом состоянии, — оно нормально. Вот что важно помнить:

  1. Регресс не зависит от рода деятельности и личностных характеристик. В любом деле используемые методы через некоторое время перестают работать.
  2. Чаще всего регресс возникает вследствие адаптации к окружающей обстановке.
  3. Его можно и нужно преодолеть без насилия над собой.
  4. Он не всегда ведёт к потере навыков — часто выражается лишь в утрате интереса.

Дальнейшее развитие. Главное — не сдаться на предыдущем этапе. Тогда вы снова заметите прогресс в обучении. Да, вы не застрахованы от попадания на плато и дальше, но в следующий раз будете готовы.

Как преодолеть плато в обучении

Если причина в рутинности учёбы, нужно вносить разнообразие. В университете или школе это не всегда возможно — тогда стоит поменять обстановку выполнения заданий. Новое рабочее место, где вы делаете домашки, новая чашка, из которой пьёте кофе. Можно пойти позаниматься в парк и даже позвать с собой сокурсников.

Ещё поможет перерыв в обучении. Желательно, чтобы отдых был активным: хорошо бы сменить ноутбук на рафт или скейт. Тогда после отдыха вы вернётесь в свою рутину обновлённым.

Если фактор застоя — склонность к перфекционизму, стоит концентрироваться на достижении цели и выполнении маленьких шагов. Например, не ставьте задачу написать диктант на отлично — решите, что вам достаточно его не завалить. Такая формулировка цели снижает напряжение.

Если вы достигли цели обучения, важно вовремя поставить новую цель. Она последовательно переводит на следующий уровень — без рывков и скачков, не создавая пробелов в обучении. Например, ещё в середине уровня B2 в испанском языке забронируйте себе место в группе C1, чтобы у вас был дедлайн для этой ступени и отсчёт для следующей.

Корень эффекта плато — неверная самооценка. Мы придаём своим ошибкам более высокую значимость, чем они того заслуживают. Так можно утратить мотивацию, интерес к учёбе и упустить из вида конечную цель процесса — стать лучше прежнего себя, а не кого-то ещё.

Хорошая идея — периодически проходить альтернативное тестирование, то есть проверять свои знания в новых источниках. Подтверждение со стороны добавляет уверенности.