Как организовать идеальный дизайн-спринт?

Что нужно знать о процессе быстрой генерации и проверки продуктовых гипотез.

Команды используют дизайн-спринты по разным причинам: это может быть запуск нового проекта, необходимость добиться многого в сжатые сроки, найти выход из тупика в работе над продуктом или использовать новые данные исследований. В основе идеи и методологии дизайн-спринта лежит анализ пользовательского поведения и испытание прототипов на аудитории для решения сложных проблем. С момента появления дизайн-спринтов команды по всему миру много раз изменяли и расширяли первоначальную концепцию, подстраивая ее под свои задачи. В своей статье веб-продюсер сервиса Figma Андреа Хельмбольт рассказывает о том, как провести спринт действительно эффективно.

Что такое дизайн-спринт

Дизайн-спринт — это проверенная методология для решения проблем с помощью создания прототипов и исследования пользовательского поведения. Спринт рассчитывается на определенный период, обычно на пять рабочих дней, так что команды должны быстро скоординировать свою работу в рамках общего видения целей и результатов. Он состоит из шести этапов:

— знакомство с проблемой

— определение целей

— скетч

— решение

— прототип

— проверка

Методология дизайн-спринта

В её основе лежат подходы из пользовательского опыта, процессы, используемые в Google, IDEO и Stanford d.school, а также бизнес-стратегии и психология. Гибкий современный фреймворк спринтов позволяет командам в любой организации адаптировать их под свои потребности.

Спланируйте дизайн-спринт

Подготовка к дизайн-спринту важна не меньше, чем сам процесс. Не думайте, что успеете всё сделать за один день. На каждый день спринта нужно заранее выделить день на подготовку. Правильное планирование гарантирует, что вы получите максимальную отдачу на каждом этапе.

Составьте бриф

Бриф будет служить ориентиром для команды на протяжении всего процесса. В нём должны быть перечислены поставленные цели (проблемы, которые вы хотите решить), желаемые результаты, план действий и методы. Он также должен представить команде информацию о проекте и обо всех исследованиях пользовательского поведения, которые уже доступны. Не нужно, чтобы команда тратила время на поиск ответов, которые у вас уже есть, поэтому обязательно включите все необходимые детали в бриф спринта.

Дизайн-спринт предназначен для поэтапного решения задач, и это должно быть четко отражено в брифе. Привяжите спринт к одному ясному вопросу и ответу на него. Например, вместо цели «сделать нашу домашнюю страницу более удобной для покупателей» лучше написать «изменить путь пользователя для увеличения конверсии».

Соберите команду

Разбивайте большие группы людей на небольшие команды, которые будут работать над одной и той же проблемой. Таким образом, у вас будет больше идей и версий прототипа.

Каждая команда должна включать людей, ответственных за выполнение работ после спринта. В команды обычно входят UX-дизайнер, исследователь пользовательского поведения, менеджер продукта, разработчик и ключевые руководители.

Создайте план действий

Самый простой способ составить план действий на день — следовать шести этапам методологии, но в зависимости от ваших потребностей могут понадобиться некоторые изменения. Команда по дизайн-спринту может уже хорошо разбираться в контексте и в проблеме, над которой вы работаете, поэтому можно меньше времени уделить этапу знакомства с проблемой и, возможно, перераспределить больше времени на прототипирование.

Создайте визуальные концепции

Будете ли вы делать бриф его в виде карточек или любым другим способом, убедитесь, что у вас перед глазами всегда будут нужные референсы. Сюда входят скриншоты текущих веб-сайтов, источники вдохновения, данные, результаты исследований и всё остальное, что может понадобиться команде или на что можно будет сослаться в течение спринта.

Соберите данные о пользовательском поведении

Тщательное изучение пользователей — это то, на что команда дизайн-спринта будет опираться при создании прототипа. Без понимания желаний пользователей процесс может быстро сойти с рельсов. Исследование перед спринтом поможет в поиске новых идей, а сбор существующих данных поможет выявить, как люди сейчас пользуются продуктом и какие возможные изменения потребуется внести, чтобы сформировать нужное поведение.

Подключите ключевых экспертов

В дополнение к собранным данным вы можете подключить ключевых специалистов и привлечь внешних экспертов, которые смогут поделиться свежим взглядом на проблему, над которой работает команда. Они могут представить блиц-доклады — короткие презентации на 10–15 минут. Полезными темами презентаций могут стать результаты исследований клиентов, проведенных сотрудником службы поддержки, анализ конкурентов, выполненный аналитиком, а также обзор производительности, сделанный менеджером продукта.

Забронируйте идеальное место

Дизайн-спринт основан на креативности, и место его проведения должно вдохновлять участников. Найдите светлое помещение, в котором вы будете чувствовать себя комфортно. Может потребоваться передвинуть какую-то мебель или доски, на которых вы будете писать. Не обязательно сидеть только там. Можно сменить обстановку, сходить в кафе или в ближайший парк.

Подготовьте тему для начала разговора

Разговор для снятия напряжения, проведенный в самом начале, поможет растопить лед, познакомить всех друг с другом и дать толчок творческому мышлению.

Подготовьте материалы для работы

Подготовьте всё необходимое еще до начала спринта. Будет жалко, если потрясающая идея пропадет из-за того, что у кого-то не оказалось ручки. Начните со списка ниже и добавьте в него то, что поможет поддержать ваш уникальный дизайн-спринт:

— 1 маркер на человека (плюс еще несколько)

— 1 набор стикеров на человека

— 1 ручка для рисования на человека

— 10 листов бумаги на человека

— 1 скотч

— 1 ножницы

— 2 доски или поверхность для наклеивания стикеров

— 1 комплект цветных маркеров для доски

Определите ваши ожидания

За несколько дней до начала дизайн-спринта подготовьте участников и определите ваши ожидания. Удостоверьтесь, что люди, принявшие приглашение, действительно придут на спринт. Процесс будет неэффективным, если кто-то будет то приходить, то уходить. Поделитесь со всеми планом действий и расписанием, а также другими требованиями (вроде требования выключить телефоны).

Проводим дизайн-спринт

Рассмотрим каждый этап традиционной методологии спринтов.

Этап 1: Знакомство с проблемой

На этом этапе все участники спринта создают общую базу знаний. Эта база основана на брифе, блиц-докладах, опросах пользователей и упражнениях вроде «карт опыта» (где команда шаг за шагом описывает опыт пользователя в контексте проблемы) или методики «Как мы можем помочь» (How Might We, когда команда превращает болевые точки в возможности).

Этап 2: Определение целей

Теперь команда использует всё, что она узнала, для того, чтобы сфокусироваться на задаче спринта. Члены команды также определяют свои цели, метрики успеха и сигналы того, что-то идет не так. Одна из популярных методик этапа определения называется Золотой путь (The Golden Path), она требует от участников перечислить возможные истории пользователей, если продукт уже существует, а если его пока нет — очертить идеальный путь пользователя в новом продукте.

Этап 3: Скетч

На этом этапе каждая команда (если их больше одной) индивидуально генерирует как можно больше идей. Затем команды сужают количество вариантов до одного расширенного скетч-решения (Solution Sketch) на каждого человека. Есть популярное упражнение Crazy 8: человеку надо набросать восемь разных идей за восемь минут. Вы можете перенести эти действия в цифровой формат и наблюдать, какие идеи появляются у участников. Это также может пригодиться, если некоторые члены команды участвуют в дизайн-спринте удаленно.

Этап 4: Решение

Этап принятия решения подталкивает команду утвердить окончательное направление движения, решение, которое она будет реализовывать на оставшихся этапах дизайн-спринта. Точечное голосование (Dot Vote) — простое упражнение для быстрого принятия решений. Каждый получает три минуты на презентацию своего скетч-решения, а вся остальная команда может задавать вопросы. Затем все скетчи вешают на стену, каждый член команды получает по три круглых стикера (то есть три голоса) и может отметить ими те скетчи, которые ему понравились. Скетч с наибольшим количеством голосов становится рабочей гипотезой на спринте.

Этап 5: Прототип

На этапе прототипирования команда дизайн-спринта работает над созданием прототипа, следуя выбранной концепции. Полный прототип продукта занимает много времени, но мы сосредотачиваемся на скорости и такой детализации, чтобы можно было получить обратную связь от конечного пользователя. Обычно сюда входит карта точного пути пользователя, и она включает в себя только те шаги, которые вы хотите протестировать.

Этап 6: Проверка

На заключительном этапе команда дизайн-спринта будет использовать свой прототип для исследования пользовательского поведения. Очень важно включить сюда получение обратной связи от пользователей и других заинтересованных сторон, а также анализ технической осуществимости. В результате дизайн-спринта у вас будет либо готовая концепция, которая прошла проверку, либо концепция, которая пока проверку не прошла и нуждается в усовершенствовании. Проверка заключается в том, чтобы предоставить прототип пользователям, но существует несколько подходов к этому.

Дизайн-спринт — это начало большого проекта, поэтому с самого начала должно быть ясно, какие шаги предстоят после окончания спринта. Менеджеры проектов или продуктов должны предоставить членам команды, ответственным за доведение проекта до конца, набор четких действий. Во время спринта обязательно ведите подробные заметки и фотографируйте работу команды, чтобы потом вы могли предоставить всем желающим полное описание процесса.

Дизайн-спринты — это тяжелая работа. Отпразднуйте завершение спринта, чтобы помочь команде расслабиться после нескольких дней напряженных усилий.

Краткий пересказ от Yandex GPT