Как компьютерные игры помогают учиться
Компьютерные игры — это не просто нажатие кнопок. Киберспорт признан полноценной спортивной дисциплиной. Этот командный вид спорта требует от игроков аналитического мышления, способности быстро обрабатывать большое количество информации, а также тактических и стратегических навыков.
Многие киберспортсмены после завершения карьеры применяют свои скилы уже в других делах — и остаются успешными. Например, профессиональный игрок в League of Legends Алексей Ичетовкин объявил о завершении карьеры в 2018 году и сообщил, что уже некоторое время работает программистом в США. В 2020 году он присоединился к Riot Games в качестве инженера-разработчика. Некоторые профессиональные игроки на «киберпенсии» продолжают заниматься соревновательными играми. Скажем, Иван Демидов, выступавший за один из старейших и самых знаменитых европейских киберспортивных клубов Schroet Kommando, стал профессиональным игроком в покер.
Другие отстраняются от киберспорта и применяют свои навыки в абсолютно новых сферах. Например, Джонатан Уэндел, олдскульный киберспортсмен, основал компанию по продаже наушников, системных блоков и аксессуаров для ПК.
Скорость принятия решений
Кто-то может дать верный ответ на вопрос за доли секунды, а кому-то нужно больше времени, и это нормально. Но этот навык можно прокачать с помощью видеоигр: доказано научными исследованиями.
Во время прохождения экшен-игр геймеры постоянно сталкиваются с ситуациями, где нужно быстро принимать решения: нажать верную кнопку и, например, повернуть в нужном направлении. Частно нерешительность в таких ситуациях приводит к поражению, поэтому для победы игрок должен обладать молниеносной реакцией.
В стратегических играх есть понятие «микроконтроль» — так называют умение игрока быстро давать команды десяткам своих юнитов на поле. У профессиональных игроков скорость принятия решений доходит до 10 кликов в секунду.
Нельзя сказать, что геймеры думают быстрее. Но опыт скоростной игры позитивно сказывается на скорости работы с интерфейсом. Полезный навык в IT — да и прокачивается с удовольствием.
Способность к многозадачности
Экшен-видеоигры повышают способность к многозадачности. Сам принцип игры требует не только следить за ситуацией на экране, но и прикидывать, как расходовать ресурсы, и представлять себе виртуальную карту уровня.
Людям, которые около пяти часов в неделю играют в видеоигры, действительно проще держать в голове несколько заданий. Доказано, что они лучше справляются с «разговором за рулём»: могут заниматься и моторной, и коммуникативной деятельностью. Кроме того, они лучше ориентируются в незнакомых местах.
Обсуждать проект по пути в переговорку на незнакомом этаже — легко! Но пусть не спрашивают, где вы такому научились.
Лидерские качества и командная работа
Овладевать новыми социальными навыками можно исключительно через опыт. А если вы пока стесняетесь проявлять лидерские качества в реальной жизни, можно развивать их в компьютерных играх.
Согласно результатам исследования, 89% опрашиваемых геймеров показали высокие организаторские способности, 68% продемонстрировали навыки лидеров, 89% обладали способностью управлять группой. Таким образом, игры положительно влияют на формирование и развитие лидерских качеств и целеустремлённости.
Играя в MMORPG, нужно думать о безопасности союзников, анализировать сильные и слабые стороны друг друга и распределять задания между членами команды. Для этого важно обладать навыками эффективной коммуникации: обмениваться информацией, координировать свои действия, разрабатывать стратегию и тактику вместе с товарищами по команде. А это типичная работа менеджера в IT.
Концентрация и внимание
Доказано, что компьютерные игры улучшают концентрацию и внимание. Часто видеоигры состоят из множества уровней, на каждом из которых есть несколько локаций, соревновательных задач и диалогов персонажей. У вас не получится пройти игру до конца, если одновременно заниматься другими делами.
Одно исследование показало, что после нескольких игровых сеансов у людей с дислексией улучшилось понимание прочитанного. Причина — постоянно меняющаяся среда, которая требует пристального внимания и сосредоточенности на игровом процессе.
Дислексией называют специфическое расстройство способности к обучению, для которого характерны сложности с точным и быстрым распознаванием слов при чтении, а также с письмом под диктовку.
Улучшение зрения
Классическое «Не садись слишком близко к экрану» не подкреплено большим количеством научных данных. Вместо этого учёные обнаруживают, что в умеренных количествах игры могут, наоборот, улучшить зрение.
В одном исследовании было установлено, что игры повышают контрастную чувствительность — способность видеть объекты, слабо отличающиеся по яркости от фона. В другом участники с пониженной остротой зрения пробовали играть, используя только свой плохо видящий глаз. У этих игроков наблюдалось улучшение состояния поражённого глаза.
Управление стрессом
Компьютерные игры могут как приносить стресс в жизнь, так и эффективно снимать его. Во время игры в организме стимулируется выработка дофамина — этот нейромедиатор делает нас собраннее и счастливее.
Кроме этого компьютерные игры тренируют психологическую стойкость. Например, киберспортсмены способны управлять стрессом во время важных матчей: не позволяют эмоциям влиять на игру и могут оставаться спокойными и рассудительными даже в сложных ситуациях.
Интерес к другим сферам
Во многих играх сюжет развивается на фоне реальных исторических событий. Персонажи и места могут заинтересовать игроков — и те попытаются больше узнать о происходившем. Спортивные игры могут вдохновить геймеров практиковать те же навыки в реальной жизни: поиграть в футбол, баскетбол или попробовать скейтбординг. А игры вроде The Sims — вызвать интерес к дизайну интерьеров.
Увлечение компьютерными играми может перерасти в нечто большее и стать для кого-то профессией. Кроме киберспорта любители игр могут попробовать себя в геймдеве — это крупнейшая IT-сфера, где занимаются разработкой, дизайном и выпуском видеоигр. Так поступила Стефани Харви, пятикратная чемпионка мира по CS:GO. Сначала из геймдейва она ушла в киберспорт, а после завершения карьеры стала директором по развитию киберспортивной команды Counter-Logic Gaming.