Как мы станем учиться в будущем
Система образования в России заметно изменилась за последние десятилетия: экзамены по билетам заменили на ОГЭ и ЕГЭ, на смену обычным доскам пришли интерактивные, появились электронные дневники. Многое меняется, но что-то остаётся: всё те же примеры в столбик, стихи наизусть и сочинения на тему «Как я провёл лето».
Согласно ежегодному отчёту ассоциации по внедрению информационных технологий в высшее образование Educause за 2023 год, наибольшее влияние на будущее образования окажут ИИ-инструменты и приложения для индивидуального обучения.
Станут набирать популярность короткие программы из нескольких курсов узкой направленности, границы между офлайн- и онлайн-обучением будут стираться, а школы и университеты сделают акцент на психологической поддержке учащихся.
Рассмотрим подробнее догадки, как может выглядеть процесс обучения в мире будущего, где у каждого школьника есть смартфон с калькулятором, выходом в интернет и голосовым помощником.
Догадка 1: персонализация
По прогнозам исследовательской компании HolonIQ, к 2030 году персонализированное обучение станет нормой, университеты и образовательные платформы адаптируют учебный материал под индивидуальные особенности и потребности каждого обучающегося: навыки, интересы, скорость понимания и запоминания материала.
Представим, что учащийся восьмого класса знает математику на уровне пятиклассника, а в литературе понимает круче одиннадцатиклассника. При персонализированном подходе у такого ученика будет специальная программа обучения — с углублённым изучением литературы и базовой математикой.
В некоторых современных школах уже начинают строить персонализированный образовательный маршрут. Например, в Воронеже есть школа с индивидуальным вектором развития — без домашних заданий и оценок. Ученики сами выбирают, какие предметы изучать на базовом уровне, а какие — на углублённом, и решают, в каком темпе это делать.
Похожая система применяется в современных вузах, например в Вышке и МФТИ. Там студенты помимо основной специальности могут выбрать дополнительные направления для подготовки.
Догадка 2: погружение в виртуальный мир
Эксперты HolonIQ в своих прогнозах упомянули, что использование технологий виртуальной реальности тоже возрастёт. Если это действительно произойдёт, ученики смогут посещать виртуальные химические лаборатории, путешествовать по разным историческим эпохам и странам не выходя из класса. А дома, надев очки виртуальной реальности, можно будет полностью сконцентрироваться на выполнении домашнего задания, в прямом смысле ничего не видя и не слыша вокруг.
Возможно, через несколько лет будет нормой прихватить вместе со сменной обувью в школу очки виртуальной реальности, а любимой фразой учителей станет «А VR-гарнитуру ты дома не забыл?».
В Журнале мы уже затрагивали тему VR, AR, MR и XR и рассказывали, чем различаются технологии погружения в виртуальный мир. Они могут сделать обучение более наглядным, интерактивным и увлекательным.
Например, с платформой Varwin Education уже можно проводить виртуальные химические опыты, путешествовать в разные эпохи и различные точки планеты, отправиться в космос и своими глазами увидеть движение планет, моделировать опасные ситуации на уроках ОБЖ. С Google Expeditions можно попасть на экскурсию в Лувр или забраться на Эверест. Также у компании Google есть приложение Labster более чем с 30 лабораториями в виртуальной реальности. В них можно анализировать ДНК, рассматривать микроорганизмы под микроскопом и проводить опасные опыты.
С помощью AR-технологий можно оживлять учебники, физические и математические формулы, химические реакции. Например, приложение Animal 4D+ на уроке биологии сможет показать школьникам животных в дополненной реальности и познакомит с интересными фактами о них.
Пример смешанной реальности — голограммы. Например, ученик может увидеть 3D-модель анатомического строения тела человека или парящий в воздухе земной шар с континентами и странами.
В конце второго тысячелетия эксперты предсказывали, что к настоящему времени вместо учителей уроки будут проводить их голограммы. Пока что мы находимся на этапе видеоконференций в Zoom и дистанционной проверки знаний. Но вдруг удалёнка выйдет на новый уровень и в каждом классе будет голограмма-преподаватель?
Догадка 3: геймификация
Геймификация в образовании — это использование игровых элементов в процессе обучения. Например, приложение для изучения языка Duolingo или сервис Lingualeo уже используют игровой подход, чтобы обучить новым словам на иностранном языке.
Игры и правда помогают учиться. Например, компьютерные экшены повышают способность к многозадачности, улучшают концентрацию и внимание, развивают логику и умение мыслить стратегически. Многопользовательские игры обучают командной работе, помогают наладить общение и поощряют здоровую конкуренцию. Геймификация часто вовлекает учащихся в выполнение сложных задач и сценариев, которые требуют от них критического мышления. Квесты, игры, соревнования побуждают экспериментировать с решениями, анализировать результаты и учиться на своих ошибках.
Возможно, когда-нибудь у каждого ученика будет своя рекорд-система или карта знаний, записывающая прогресс и достижения в обучении, как в компьютерной игре. Имея доступ к этой системе, преподаватель сможет корректировать программу обучения. Тогда могут не понадобиться ни экзамены для поступления, ни тестовые задания для приема на работу: по сохранившейся со школы или университета карте знаний будет ясно, насколько вы подходите вузу или компании.
Догадка 4: междисциплинарный подход
HolonIQ предсказали, что в ближайшем будущем образование станет междисциплинарным. Суть этого подхода — изучение темы не в рамках одного предмета, а с точки зрения сразу нескольких дисциплин. Все предметы дополняют друг друга и работают вместе, а учащиеся смотрят на проблему с разных сторон, развивают критическое мышление и аналитические навыки. Такой подход уже используется в финской системе образования.
Представим обычный день в школе будущего с междисциплинарным форматом обучения: на химии ученики изучают состав веществ, загрязняющих почву, на географии рассматривают карты стран и рассказывают о них на английском, на уроках обществознания и экономики обсуждают роль промышленных предприятий, транспорта, социально-экономические причины экологических проблем и пути их решения, а после пишут сочинение на эту тему на уроке литературы.
Догадка 5: внедрение искусственного интеллекта
Нынешним школьникам и студентам уже не обязательно идти в библиотеку и обкладываться со всех сторон книгами: почти все ответы можно найти в интернете или получить у нейросети. Главное — знать, что и как спрашивать. Уже можно попросить нейросеть решить задачу, уравнение, пересказать написанные от руки конспекты, написать сочинение, исследовательскую работу и даже диплом.
По прогнозам Educause, область применения ИИ-инструментов в образовании будет только расширяться. Активное внедрение нейросетей в процесс обучения уже началось.
Доступ к GPT у каждого ученика. Пример показывает Норвежское государственное агентство образования, которое приобрело подписку на GPT-3.5 Turbo для 110 тысяч школьников, студентов и учителей в школах и вузах Осло.
В прошлом году интернет обсуждал новость о студенте, который защитил диплом, написанный ChatGPT, а в январе этого года один из университетов Архангельска официально разрешил учащимся использовать искусственный интеллект для написания дипломных работ. Правда, есть условие, что доля труда нейросети не должна превышать 40% от всей работы. В ВШЭ также решили, что будут поощрять студентов за использование ИИ-технологий.
Автоматизация рутины для преподавателей. Пусть учителя готовят детей к реальной жизни, а с остальным справится цифровая образовательная платформа и искусственный интеллект. Например, уже сейчас технологиям можно доверить проверку домашних заданий или создание контрольных тестов. Яндекс Учебник уже разгружает учителей и помогает с настройкой персональных учебных планов и проверкой работ.
Осенью прошлого года Яндекс Учебник запустил платформу со встроенным ИИ-помощником для подготовки к ЕГЭ по информатике. А в этом году — курс для учителей из восьми уроков по нейросетям, после которого выдаётся сертификат. На занятиях педагоги узнают о структуре и видах нейросетей, учатся составлять эффективные запросы для искусственного интеллекта. Полученные знания можно применить для подготовки к урокам.
Поддержка и адаптация учащихся. В Яндекс Практикуме уже взяли в помощники искусственный интеллект. Нейросеть помогает студентам повторять пройденные темы, даёт генеративные подсказки, указывает на ошибки в коде и поддерживает в чате. То ли ещё будет!