Гайд по автоматизации рутины для студентов

Учёба состоит из множества рутинных задач: поиск источников для рефератов и курсовых, перевод научных статей, обновление расписания. Всё это отнимает много времени, но есть сервисы и программы, которые могут автоматизировать такие процессы. С ними учёба будет эффективнее, а освободившееся время можно потратить на глубокое изучение интересных предметов, хобби или отдых.

Задача 1. Проверить расписание на сайте вуза и обновить личный календарь

Зачем автоматизировать. Учебное расписание может меняться каждую неделю. Постоянно заходить на сайт вуза, сверяться с обновлениями и вносить изменения в свой календарь — долго и неудобно. Автоматизация поможет сэкономить время на ручных проверках и не пропустить изменения.

Как автоматизировать. Если у вуза есть API либо расписание публикуется в Google-таблицах или RSS, можете использовать сервисы Zapier или Make. Они позволяют автоматически переносить данные из одного приложения в другое.

Если доступа к API нет и расписание есть только на сайте вуза, можете настроить парсинг — автоматический сбор данных с веб-страниц. Для этого существуют специальные сервисы и программы — парсеры. Некоторые требуют написания кода, но есть и готовые инструменты: например, ParseHub, Apify, Octoparse. Чтобы перенести данные, которые соберут программы, в ваш онлайн-календарь, также используйте Zapier или Make.

Учитывайте, что запуск готового парсера или использование сервиса-автоматизатора, скорее всего, будет платным. Чтобы бесплатно настроить обмен данными, придётся писать код. Для самостоятельного парсинга вы можете использовать библиотеки Python:

  • BeautifulSoup — для обработки HTML-страниц.

  • Selenium — если сайт требует авторизации или динамически загружается.

Если сайт предоставляет данные в формате JSON или API, можете обойтись без парсинга: просто запросите нужную информацию через библиотеку Requests.

Задача 2. Задать правильные наименования в папке «Учёба», чтобы легко находить конспекты, курсовые и лекции

Зачем автоматизировать. Обычно файлы скачиваются с рандомными названиями вроде lecture_1.pdf или IMG_1234.jpg. Если не менять их, через какое-то время будет сложно найти нужные материалы, а каждый раз делать это вручную неудобно.

Как автоматизировать. Чтобы настроить автоматическую сортировку и переименование файлов, используйте программу DropIt для Windows или Hazel для macOS. Они меняют названия файлов по заданным шаблонам и перемещают их в нужные папки.

В программах нужно добавить папку Downloads в отслеживаемые и задать правила для новых загруженных файлов. Например: «Если файл в формате PDF и в названии есть lecture, переименовать его в Лекция_Год_Предмет.pdf и переместить в папку „Лекции“».

Задача 3. Сохранить полезные ссылки в удобном формате, чтобы не потерять

Зачем автоматизировать. Обычно ссылки на полезные статьи, видео и методички теряются в закладках браузера или бесконечных списках заметок. Если не организовать систему хранения ссылок, спустя месяц-два найти нужные материалы будет трудно.

Как автоматизировать. Чтобы ссылки не были разбросаны хаотично, можно использовать умный менеджер закладок, например Raindrop.io. Он сохраняет ссылки в структурированном виде — с папками и тегами, а ещё позволяет добавлять к ним описание и комментарии.

Artboard 33 copy 5.webp

Чтобы начать пользоваться менеджером, зарегистрируйтесь на сайте Raindrop.io и установите расширение для браузера либо скачайте мобильное приложение. После установки расширения вы сможете добавить в закладки любую интернет-страницу.

Artboard 33 copy 6.webp

После этого вы автоматически попадёте на страницу, где сможете отредактировать новую закладку.

Artboard 33 copy 7.webp

Задача 4. Подготовиться к экзамену и не забыть самое важное

Зачем автоматизировать. На подготовку к экзамену уходит много времени, особенно если нужно запомнить большой объём информации. Самые важные вещи приходится выписывать вручную, чтобы регулярно повторять.

Как автоматизировать. Чтобы быстро подготовиться к экзамену, используйте программы с интервальными повторениями — например, Quizlet или RemNote. Первая предлагает карточки, игры и тесты для запоминания материала, а вторая — карточки с возможностью создания заметок и построения взаимосвязей между понятиями.

Чтобы эффективно использовать программу, разбейте материал (текст лекции, конспект) на ключевые вопросы и ответы. Сделать это можно с помощью нейросетей. Например, YaGPT может выполнять разные задачи, включая суммаризацию текстов — выделение основных идей и фактов из больших объёмов информации. Эта функция YaGPT также интегрирована в Яндекс Браузер под названием «Перескажи кратко». При активации этой функции нейросеть анализирует содержимое веб-страницы и даёт краткий пересказ ключевых моментов текста. Так можно выделять важные фрагменты научных статей и других материалов, не переключаясь между вкладками.

Artboard 33 copy 8.webp

Добавьте пересказ в программу с интервальными повторениями и установите расписание повторений. Если нужен быстрый доступ к карточкам, можете скачать мобильное приложение. Оно есть у обеих программ.

Задача 5. Находить перевод сложных терминов при чтении учебных текстов

Зачем автоматизировать. Читать научные тексты на иностранном языке может быть сложно из-за большого количества терминов, а постоянно переключаться между текстом и переводчиком — неудобно.

Как автоматизировать. Для мгновенного перевода терминов используйте Яндекс Переводчик. Чтобы переводить слова во время чтения, скачайте расширение для своего браузера или используйте Яндекс Браузер с уже встроенным переводчиком.

Artboard 33 copy 9.webp

Также вы можете полностью перевести веб-страницу, в том числе надписи на изображениях, если используете Яндекс Браузер.

Artboard 33 copy 10.webp

Задача 6. Искать научные источники по нужным темам

Зачем автоматизировать. Поиск качественных учебных материалов и научных статей — одна из самых трудозатратных задач при написании рефератов, курсовых и дипломных работ. Источники разбросаны по разным сайтам, их сложно найти в открытом доступе, нужно вручную проверять актуальность материалов.

Как автоматизировать. Чтобы сэкономить время на поиске качественных научных источников, используйте сервисы Google Scholar и Connected Papers.

Google Scholar ищет научные статьи по ключевым словам. Вы можете ввести свой запрос и настроить оповещения. Когда появятся новые статьи по запросу, сервис отправит их на вашу почту.

Connected Papers выстраивает карты взаимосвязей между статьями, которые ссылаются друг на друга. Это позволяет быстро находить литературу по теме. Если у вас есть одна ключевая статья, можно найти все связанные с ней работы. Сервис удобно использовать для глубокого исследования темы.