Истории студентов, поступивших в ШАД по альтернативному треку
В 2020 году в ШАДе открылся новый трек поступления, предназначенный для тех, у кого уже есть опыт промышленной разработки или научных исследований в сфере машинного обучения. Набор на следующий поток уже начался и продолжится до 4 мая.
Академия Яндекса поговорила со студентами ШАДа, которые проходили отбор по альтернативному треку. Мы узнали у них о том, на что стоит обратить внимание при подготовке, как понять, какую траекторию поступления выбрать, и каково им теперь учиться в Школе.
Анастасия Новичкова
Я два года не могла поступить в ШАД из-за того, что заваливала задания по математике. А когда узнала о новом треке с другими условиями для поступления, то поняла, что у меня появился шанс: да, математическая подготовка у меня не такая, как у студентов мехмата, но зато есть практический опыт. На втором курсе я проходила стажировку для разработчиков в Яндекс.Маркете, а на следующий год я снова решила пойти стажироваться, но уже в «Тинькофф» — в команду разработки голосового помощника Олега.
Там я занималась экспериментами над N-грамм моделями: в NLP они используются для того, чтобы на основании первых слов в предложении предугадывать, какие слова будут идти дальше. А к концу стажировки подготовила небольшую статью, в которой описала результаты всех экспериментов.
После этого опыта я поняла, что хочу посвятить свою работу именно машинному обучению. Я пишу диплом по этой теме и занимаюсь созданием библиотеки для рекомендательных систем. Есть немало библиотек для классического машинного обучения: они позволяют строить модели, в которых есть линейные регрессии или деревья принятия решений. Но для рекомендательных систем готовых библиотек практически нет. Они пригодились бы малому бизнесу, у которого нет ресурсов для того, чтобы разрабатывать всё с нуля. Думаю, что ШАД как раз может помочь моему развитию в этой области.
При подготовке к поступлению в Школу я делала упор на программирование, особенно на алгоритмы: решала задания из списка литературы, прорабатывала каждую тему и готовилась к собеседованиям.
Мне предлагали остаться работать в «Тинькофф», но я твёрдо решила, что буду учиться в ШАДе. Я рада, что пошла на этот трек: мне очень нравится, как читают вводные лекции по математике, особенно по линейной алгебре. Учёба идёт по-разному: я то спокойно и размеренно занимаюсь, то на меня сваливается по несколько дедлайнов в один день. Иногда я сижу с домашками по ночам, но у меня вроде бы получается всё успевать.
Я чётко поняла одно: для учёбы в ШАДе нужно иметь железную мотивацию.
Иначе в сложные периоды на меня находит апатия. Справиться с ней мне помогают вдохновляющие видео на YouTube, в которых рассказывается о проектах, реализованных с помощью машинного обучения. Например, ролик о разработчике, который обучил нейронную сеть водить в машину в GTA.
Если вы хотите поступить в ШАД, то стоит готовиться по списку литературы, который выложен на сайте. Важно разбираться в демоверсиях заданий, искать в интернете ответы на возникающие вопросы.
Максим Спорышев
Я приехал учиться в ШАД из Владивостока. Размышлял о переезде всегда, ещё со школы, но большую часть времени жил в родном городе, потому что меня вдохновляли преподаватели из ДВФУ. После специалитета я продолжил заниматься там подводной робототехникой, ведь наш вуз — самое подходящее для этого место в России: рядом море, есть Институт проблем морских технологий (ИПМТ), в котором ещё со времен СССР изучали подводную робототехнику. Также я занимался олимпиадным программированием: участвовал в школьных и студенческих соревнованиях. Кроме того, с 2013 года я преподаю робототехнику в родном университете.
Мне кажется, что сейчас мало таких роботов, которые приносили бы коммерческую пользу. Но это постепенно меняется: людям становятся доступны дроны и роботы-пылесосы, бизнесу — промышленные роботы, роботизированные «руки» на конвейерах заводов и роботы на складах, которые помогают переносить грузы. Задач, которые человеку сложно выполнять по сравнению с машиной, очень много.
Поэтому моя мечта — попасть в коммерческий проект, связанный с робототехникой, в котором можно будет и разрабатывать алгоритмы, и учиться у других разработчиков.
Мне кажется, сейчас происходит рассвет робототехники, и мне хочется заниматься развитием этой науки.
В ШАДе есть много предметов, которые могли бы в этом помочь: особенно на направлении «Инфраструктура больших данных», на котором я теперь учусь. А ещё меня интересуют распределённые системы — это довольно динамичная область.
О ШАДе я узнал ещё в 2013 году, когда стажировался в Яндекс.Картах в Москве. Потом вернулся во Владивосток, пытался поступить на заочное отделение, но плохо подготовился и не смог выполнить задание по математике. Попробовать снова решил в 2020 году, когда уже окончил аспирантуру. Так как поступать в ШАД по моему направлению можно было только очно, то я переехал в Москву. Меня ничего не держало дома: я работал разработчиком плагинов для обработки видео на фрилансе.
Для того, чтобы попасть в ШАД по традиционной траектории, нужно решить олимпиадные задания по математическому анализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Я изучал математику в университете, но не использовал эти знания регулярно, и поэтому плохо решал задачи. Когда я пробовал выполнять тестовые задания на сайте ШАДа, то легко справлялся с алгоритмической частью и программированием, а вот с математикой буксовал.
Потом я узнал о альтернативном треке поступления: его отличали другие требования — упор на практический опыт в портфолио и меньший акцент на математических знаниях. Однако о нём было мало информации, и поэтому я продолжал готовиться к общему треку отбора.
В январе 2020 года я начал заниматься с репетитором и решать тестовые задания прошлых лет. В апреле открылся набор в Школу: онлайн-тестирование было общим для всех треков, и я справился. Вскоре выложили пробные варианты экзаменов по математике и программированию, я посмотрел на задания и понял, что новый трек подходит мне больше.
Экзамен проходил онлайн в два этапа. На первом этапе были теоретические задачи по математике и программированию. Я готовился к более сложным вещам, поэтому эту часть экзамена прошёл легко. Зато на втором этапе были задания по программированию и анализу данных: они были сложнее тестовых и больше походили на олимпиадные.
После экзамена нужно было пройти три собеседования: по математике, программированию и на мотивацию. На последнем задают казалось бы простые вопросы: нужно рассказать о себе и о том, зачем ты поступаешь в ШАД. Но важно сформулировать ответы заранее, ведь если начать рассуждать на ходу, то есть риск быть неверно понятым или выразиться неточно.
Я рад тому, что поступил в ШАД, а не в магистратуру, ведь здесь я могу заниматься только тем, что мне интересно. Было сложно, но я окончил первый семестр на «отлично». Самые приятные курсы для меня — это дополнительные. Например, в этом семестре я проходил курс “Theory and practice of concurrency”. А в прошлом полугодии у меня были занятия по архитектуре компьютеров и операционных систем.
Учиться в ШАДе очень круто и интересно, особенно если ответственно подойти к подготовке.
Математикой я начал заниматься за полгода до поступления, но многие знания и навыки можно подтянуть и за меньшее время. Можно посмотреть задания прошлых лет, порешать олимпиадные задачи для того, чтобы отработать навык и изучить распространённые подходы к их решению.
Но самое главное — это понимать, что нет ничего страшного в том, чтобы оступиться и не пройти с первого раза. Вы всегда можете подготовиться лучше и попробовать снова.
Турмец Макоев
Я думал о поступлении в ШАД с первого курса университета. C каждой новой попыткой поступить у меня получалось справляться со вступительными чуть лучше. И только на четвёртом курсе я наконец смог пройти в Школу. Так получилось, что в 2020 году появился новый трек поступления, и я — как раз его целевая аудитория.
В портфолио для поступления, которое мы с кураторами разбирали на собеседовании, я использовал один из наших учебных проектов — сервис для анализа содержимого набора изображений при помощи модели Yolo V2. Мы использовали его для того, чтобы анализировать фотографии людей, откликнувшихся на вакансии в компании: например, если у соискателя в социальных сетей много снимков с животными, то, вероятно, он лучше подойдёт на позицию ветеринара.
Помимо портфолио нужно было подготовить развёрнутый рассказ о своём опыте для одного из вопросов анкеты. Кроме того, нужно было пройти два экзамена, а потом ещё три интервью — но я со всем справился.
Поступать сложно, а учиться ещё сложнее.
Я со школы занимался олимпиадным программированием, но не углублённо, не уходя в него с головой. А в ШАДе как раз ценится олимпиадный подход к решению проблем: компактность логики решения, его скорость и то, оптимальное ли оно по сравнению с другими вариантами. В Школе меня привлекало в первую очередь это. Кроме того, я понял, что инфраструктурная разработка мне ближе, чем машинное обучение, и поэтому сейчас я изучаю высоконагруженные распределённые системы.
Если вы поступаете в ШАД, то ваш главный ресурс — это время и усилия. С ними вы решите любую задачу. Ещё важны единомышленники, которые смогут помочь вам и поддержать вас во время учёбы: к счастью, среди поступающих в Школу и её студентов таких людей много.