Хочу учить и делиться знаниями: с чего начать
Начать делиться знаниями — осознанное решение. Но преподавание — дело серьёзное, поэтому одного желания часто бывает недостаточно. Ещё важно быть уверенным в себе, своих знаниях и уметь планировать время, чтобы обучение не шло вразрез с привычными делами. Особенно если совмещаете преподавание с основной работой. В любом случае лучше начинать с малого и смотреть, что вам ближе.
Какие есть варианты
Делиться знаниями внутри команды. Подойдёт тем, кто хочет обучать, не уходя далеко от своей специальности. Например, можно помочь новичку или стажёру влиться в работу — рассказать о специфике или даже разобрать конкретную задачу. Такой формат обучения называют менторством, наставника — ментором, а обучаемого — менти.
Главное для ментора — экспертность и готовность делиться знаниями. Чтобы стать наставником, не обязательно быть топовым и знаменитым дизайнером или веб-разработчиком: вы можете быть всего на один грейд выше подопечного. Важно, что вы уже прошли ступень, к которой стремится ученик, и умеете то, что он хочет освоить. При этом можно не придерживаться какой-то утверждённой методологии. Менторство — это больше про взаимодействие и ответ на конкретные запросы ученика. Подробнее о менторстве мы рассказали в статье «Зачем айтишнику обращаться за помощью к наставнику».
Ещё один способ преподавать внутри компании — стать экспертом в корпоративных программах обучения. Обычно корпоративные институты есть в крупных компаниях вроде Яндекса. В таком случае вам предстоит читать лекции коллегам и разбирать примеры из рабочих практик команды.
Стать спикером и выступать на конференциях и форумах. Подойдёт тем, кто не боится публичных выступлений. Участникам предстоит работать с незнакомой аудиторией. Обычно на таких мероприятиях обсуждают конкретные темы, например как устроено тестирование. Могут подробно описывать технологии с примерами кода на слайдах. Люди приходят туда, чтобы подтянуть знания, вдохновиться или просто посмотреть, как другие решают рабочие задачи. Форумы и конференции позволяют следить за трендами и не терять связь с сообществом.
Преподавать в вузе. Подойдёт тем, у кого есть высшее профессиональное образование по специальности — бакалавриат и магистратура. Без этого устроиться в вуз официально практически невозможно.
Вы можете стать ассистентом кафедры или внештатным преподавателем — и будете читать лекции, проводить лабораторные и семинары, помогать лектору принимать зачёты и экзамены. Сможете участвовать в разных вузовских мероприятиях. Преподавая, вы будете придерживаться учебной программы, которую составите сами. А если решите продвинуться по карьерной лестнице, нужно будет окончить аспирантуру и активно заняться научной деятельностью.
Преподавать в онлайн-университете. Сейчас много курсов переквалификации для людей, которые хотят сменить профессию. Стать наставником можно и без высшего образования, главное — знания и реальный опыт работы.
Учить друзей. Да, можно и так. Если вы работаете в смежных областях, то легко поможете друг другу подтянуть софт-скилы. Например, вы маркетолог и дружите с дизайнером. Тогда дизайнер может рассказать, как обрабатывает технические задания, — а вы объясните, чего ждёте от дизайна.
Где искать учеников
Когда только начинаешь, сложно сразу сориентироваться. Кажется, что придётся долго искать подходящие варианты, особенно если нет опыта в преподавании. На самом деле стоит только попробовать.
Поспрашивать у коллег и знакомых. Возможно, кто-то из них уже преподаёт — и подскажет, с чего начать и нет ли открытых вакансий наставника в той же онлайн-школе. А ещё лучше написать пост и попросить друзей поделиться. Если ваши подписчики поделятся постом и он попадёт на глаза кому‑то, кто ищет преподавателя здесь и сейчас, это будет своего рода рекомендация.
Посмотреть вакансии преподавателя на сайтах по поиску работы. Обычно государственные учреждения вроде университетов размещают объявления о наборе сотрудников именно там. В поисковой строке можно ввести «внештатный преподаватель» или «ассистент преподавателя». Вот несколько таких сервисов: HeadHunter, SuperJob, «Работа.ру».
Разместить объявление на специальной платформе. Если хотите найти ученика за пределами своей компании, можно оставить заявку на таких ресурсах, как «Эйч», Solvery, GetMentor. А ещё в «Телеграме» есть бот No Flame No Game, он тоже помогает менти искать наставников, а менторам — подопечных.
Подать заявку на участие в IT-форуме. Часто для этого достаточно зайти на сайт конкретного мероприятия — этой осенью будет сразу несколько таких: «Город IT», SmartData, CrossConf. В блоке для докладчиков вы увидите контакты организаторов или ссылку на форму, где нужно указать тему лекции, её формат и продолжительность. Узнавать о ближайших конференциях можно в сообществах разработчиков, маркетологов, дизайнеров. Еще полезно следить за новостями компаний, которые организуют IT-мероприятия, — например, «Онтико».
От ментора до преподавателя в вузе — личный опыт яндексоида
Делимся историей Лизы Газеткиной, менеджера по интернет-маркетингу в Яндексе: она давно и активно передаёт знания другим людям.
Сначала появляются мысли: «Хочу кого-нибудь поучить, мне кажется, что для меня это было бы полезно — на вырост». И вы хватаетесь за первую попавшуюся возможность. Когда так происходит, трудно рационально рассчитать, хватит ли вам на это времени: думаете, что сможете чем-то пожертвовать, например домашними делами. А ещё нужно подготовить программу обучения и понять, с кем будете делиться знаниями, — в итоге начинается хаос. Я сама так начинала, но если есть возможность поразмыслить, подумать и подойти к этому последовательно, то лучше этим пользоваться.
В первый раз я попробовала себя в роли ментора ещё в 2017 году, когда работала в рекламном агентстве. В команде вместе со мной были две стажёрки. Я показывала им, как решать конкретные задачи, — коротко описывала задание и подсказывала, на что обратить внимание. Вскоре они сами могли подготовить отчёт, семантику для запуска контекстной рекламы, написать тексты объявлений. Но через некоторое время я поняла, что не учила тех стажёрок, а только училась делиться знаниями. Всё потому, что я давала им разрозненные куски информации и не объясняла, как это пригодится в будущем и что будет, если сделать по-другому.
Не бойтесь ошибаться: человек, который преподаёт, тоже имеет право на ошибку. Экспертность не синоним слов «сеньор» и «тимлид». Она про ваше внутреннее ощущение. К тому же преподавание — отличный повод подтянуть знания, если у вас есть слабые места.
Лиза Газеткина, менеджер по интернет-маркетингу в Яндексе
Преподавать в вузе я начала в 2020 году, когда уже работала в Яндексе. В одном из рабочих чатов коллега написал: «Мои друзья из вуза ищут внештатных преподавателей». К сообщению был прикреплён файл со списком дисциплин, а среди них обнаружился цифровой маркетинг. Я откликнулась — отправила заведующему кафедрой резюме и видеозаписи публичных выступлений. Так я доказала, что не боюсь выступать перед публикой. На собеседовании мы обсудили возможную учебную программу. Прежде чем приступить к работе, нужно было составить учебный план — прописать темы занятий, как будут проходить лекции, какие знания и умения в итоге получат студенты, а дальше согласовать это всё с заведующим кафедрой. Так как я делала это в первый раз, коллеги по вузу помогали мне и подсказывали, что стоит добавить, а что убрать. В сентябре мне дали группу магистров, и я преподавала ребятам весь первый семестр — так я стала внештатным преподавателем в Российском химико-технологическом университете имени Менделеева.
Сейчас я куратор в школе менеджеров Яндекса. У меня одна подопечная — помогаю маркетологу с выпускным проектом. Её уровень подготовки выше, чем у студентов, — и в этом кейсе я не учу, а направляю в правильное русло с учётом специфики бизнеса. Наше общение больше похоже на открытый диалог — когда нет правильного варианта решения, а есть просто разные точки зрения. Это мой первый опыт менторства, когда у подопечного хороший багаж знаний.