Хакатоны: зачем они нужны и как победить
Что такое хакатоны
Хакатон — это мероприятие, на котором разработчики, дизайнеры и маркетологи в одной команде решают какую-либо задачу, соревнуясь с другими командами. Победители обычно получают приз, а все остальные участники — памятные подарки. Длится хакатон от нескольких часов до недели.
Слово «хакатон» образовано от hacker («хакер») и marathon («марафон»). Этот термин впервые употребили разработчики OpenBSD и Sun Microsystems на разных мероприятиях в 1999 году. Хакатоны стали популярны в середине нулевых и сейчас проходят даже для архитекторов: они, естественно, не пишут код, а должны предложить свои решения для городской среды.
Обычно на хакатоне заказчик объясняет бизнес-проблему и предлагает участникам её решить. Эксперты заказчика консультируют команды, иногда проводят лекции и мастер-классы. Команды должны создать и презентовать прототип продукта, например какую-либо программу или веб-сервис.
Практически все хакатоны коммерческие: победители получают призы, а компании пытаются найти талантливых разработчиков или новые идеи для своих проектов. Но бывают и благотворительные хакатоны. Например, АНО «Цифровая молодёжь» уже три года подряд проводит «хакатоны добра», где участники создают IT-решения для социально ориентированных некоммерческих организаций.
Если раньше хакатоны проходили в основном офлайн, то сейчас немало мероприятий проходит в онлайн-режиме. Например, Яндекс проводил несколько онлайн-хакатонов по созданию и развитию городских навыков Алисы. Победители получили Яндекс Станцию Макс, а остальные участники — год бесплатной подписки на Яндекс Плюс.
Как проходит хакатон
В IT-хакатонах обычно участвуют разработчики (фронтенды и бэкенды), дизайнеры, маркетологи, нередко — специалисты по машинному обучению.
Первый этап хакатона — знакомство с задачей. Обычно участники уже знают в общих чертах, что им предстоит делать. Некоторые даже предварительно готовятся к соревнованию. Но всё равно в начале хакатона заказчик подробно рассказывает о задаче, иногда делится реальными данными из бизнес-кейсов, эксперты отвечают на вопросы и дают советы.
Второй этап — это непосредственная работа над продуктом. Разработчики пишут код, дизайнеры работают над макетом продукта, маркетологи продумывают, как его презентовать. Желательно установить чёткие временные рамки, когда должны быть готовы те или иные части проекта. Кстати, из-за того, что в хакатонах участвует много новичков, организаторы обычно предлагают лекции и мастер-классы по теме мероприятия. На них тоже стоит выкроить время.
Третий, заключительный этап хакатона — презентация готового продукта. В основном он сначала проходит техническую экспертизу, чтобы отсеять команды, которые сделали упор на красивую презентацию, хотя приложение у них толком не работает. Потом каждая команда презентует своё решение. Активные участники хакатонов говорят, что хорошая презентация — это 30% победы.
Победители хакатона получают призы, обычно денежные. Например, в хакатоне HackWagon22, который проводила «Первая грузовая компания» 16–18 декабря, призовой фонд составлял 300 тысяч рублей. А на хакатоне Future data победителям в качестве вознаграждения обещали стажировку в компаниях заказчиков.
Зачем хакатон нужен компаниям
Обычно хакатоны проводит профильный организатор, например Russian Hackers, Angelhack, «Актум», Codenrock. Иногда организатором выступает крупная компания. Но чаще всего компании только финансируют такие мероприятия и предлагают свои бизнес-задачи для решения.
Что может получить компания от хакатона:
— нетривиальное решение той или иной бизнес-задачи;
— возможность найти лучших специалистов в свои команды;
— перспективный стартап на ранней стадии;
— возможность проверить гипотезу, обкатать новую технологию.
Что даёт хакатон участникам
Это замечательная возможность прокачать свои навыки в авральном режиме. Кроме того, на хакатоне можно познакомиться с экспертами, задать им вопросы, узнать, как работает та или иная система изнутри. Ну и выиграть приз, конечно!
Есть ещё важный фактор для начинающих специалистов: участие в хакатоне и особенно победа в нём — неплохая строчка в резюме. Кстати, оффер можно получить прямо на мероприятии, если специалист понравится компании.
Бывает, что сформированные на хакатонах команды становятся стартапами. Например, GroupMe, появившаяся на конференции TechCrunch Disrupt 2010, в 2011 была куплена компанией Skype за 85 млн долларов.
К тому же участвовать в хакатонах весело и увлекательно.
Как подготовиться к хакатону
— Найдите интересные вам мероприятия. Ближайшие можно посмотреть на сайте хакатоны.рус или Codenrock.
— Поищите себе команду или создайте её сами. Так шансы на победу будут выше, чем если команда будет создаваться вслепую уже на самом мероприятии. Не так важно найти суперкрутых специалистов, как грамотно распределить роли в команде.
— Проведите подготовительную работу. Возможно, есть смысл написать заранее несколько технических фич, чтобы не тратить на них время на хакатоне. Не всегда в деталях известна задача, которая будет стоять перед участниками, но проработать какие-то решения заранее — вполне нормально.
— Выясните до мелочей, какой продукт хотят получить от вас организаторы. Для этого стоит пообщаться с экспертами, причём не только во время общей презентации задачи, но и отдельно.
— Следите за временем. Иначе можно подойти к дедлайну вообще без какого-либо прототипа продукта.
— Хорошо продумайте презентацию. Правильно подать продукт — важная часть успеха.
— Если вы одной и той же командой постоянно участвуете в хакатонах, проводите после каждого работу над ошибками. Так шансы на победу в следующих соревнованиях существенно вырастут.