Геймификация: как превратить обучение в увлекательную игру

Любую рутинную задачу можно делать с удовольствием, если добавить в неё элемент игры. Такой подход работает не только для детей. Игровые механики используют компании для мотивации сотрудников, разработчики приложений — для вовлечения пользователей. Рассказываем, как внедрить игровой подход в жизнь и самообучение

Что такое геймификация

Геймификация или игрофикация — внедрение игровых механик в повседневную жизнь. Игровой подход в работе или учёбе помогает разнообразить рутину и повысить интерес и мотивацию к делу.

Исследование учёных из Афинского политехнического университета и финского Университета Тампере показало, что студенты, которые повторяли материал с использованием игровых механик, закрепили знания на 34% лучше, чем те, кто просто перечитал текст по теме лекции.

Многие приложения используют геймификацию для вовлечения пользователей. Например, сервис для изучения иностранных языков Duolingo предлагает копить внутреннюю валюту, чтобы обменивать на бонусы, начисляет баллы и даёт значки достижений за выполнение заданий.

А планировщик задач Habitica создан в виде ролевой игры. Пользователь выполняет задачи в реальной жизни и за это в приложении получает золото и броню, чтобы усилить персонажа для сражения с монстрами.

Из чего состоит геймификация

Писатель и технический философ Том Чатфилд в своём выступлении на TED приводит шесть составляющих геймификации.

  1. Шкала прогресса. Помогает визуализуализировать, как далеко пользователь продвинулся и как далеко ещё нужно пройти.

  2. Долгосрочные и краткосрочные цели. Прохождение миссий для достижения результата. Например, чтобы добиться большой цели нужно выполнить ряд небольших заданий.

  3. Награды за усилия. За каждое успешно выполненное задание пользователь получает вознаграждение.

  4. Быстрая обратная связь. Пользователь сразу понимает прошёл он задание или провалил его.

  5. Элемент неопределенности. Пользователь до конца не знает, что будет дальше. Это интригует и мотивирует продолжать игру.

  6. Другие люди. Возможность взаимодействия или соперничества с другими пользователями и персонажами.

Все эти факторы влияют на выделение дофамина — гормона, который мотивирует к действию и последующему получению удовольствия от его выполнения. Эти же элементы игры вы можете внедрить в свою жизнь, чтобы быстро и эффективно обучаться новому.

Eti

Как применять игровые механики в самообучении

Определите свои цели. Они должны быть конкретными, чтобы вы понимали, когда настал момент достижения.

Например, вы поставили цель: изучить язык программирования Python. Тогда достижение цели может быть таким: могу читать код других программистов на этом языке и написать свою программу.

Создайте план по достижению целей. Например, в игре «Цивилизация» есть Дерево технологий. Чтобы открылась следующая технология, нужно выучить предыдущую, решив задачу или пройдя квест. Такой же подход вы можете использовать в жизни.

Допустим вы решили изучить Python:

1. Постройте блок-схему, где будет отображено, какие знания и навыки нужно освоить.

2. Пропишите к каждому навыку квесты-задачи.

3. Отметьте контрольные точки — сражения с боссами, например, выполнение проверочных тестов.

4. Пропишите условие, что пока не победите босса, не сможете перейти на следующую ветку обучения.

Оценивайте прогресс. Вы можете собирать баллы за выполненные задания. Обозначьте количество баллов для каждой цели в зависимости от того, насколько она важна или трудна для достижения.

Например, скачать и установить среду разработки — 100 баллов, а изучить базовый синтаксис языка — 600 баллов.

Поощряйте себя за достижения. Мотивируйте себя вознаграждением — привяжите награды к количеству полученных баллов или выполнению заданий.

Например, при получении 200 баллов можно заказать любимое блюдо на доставку, а при достижении 1000 баллов — отправиться в небольшое путешествие.

Соревнуйтесь с собой. Отслеживайте результаты и каждый раз старайтесь побить свой старый рекорд. Чтобы такое соревнование было эффективным, введите наказания.

Допустим неделю назад вы сделали 5 ошибок в коде, значит на этой неделе можно сделать максимум 3. Если ошибок будет больше трёх, придётся вычесть 100 баллов из накопленных. Чем меньше баллов, тем дольше ждать вознаграждения.

Что почитать про геймификацию

«Вовлекай и властвуй. Игровое мышление на службе бизнеса», Кевин Вербах и Дэн Хантер. Книга о том, как решать серьёзные бизнес-задачи, используя механики из видеоигр, и как внедрить геймификацию в работу компании: маркетинг, мотивацию сотрудников, оптимизацию продукта.

«Геймифицируй это», Ю-Кай Чоу. Автор книги рассказывает про восемь факторов мотивации, которые побуждают человека совершать действия, и как использовать эти знания в создании геймификации.

«Ход слоном. Игровой помощник в достижении целей», Татьяна Задорожняя. Это не настольная книга, а игра-планировщик для достижения целей. В игре есть разные персонажи: например, Слон — большая и сложная задача, Улитка — полезная привычка, Монстр — неприятное и скучное, но обязательное занятие.

«SuperBetter», Джейн Макгонигал. Автор книги, гейм-дизайнер, рассказывает о том, как применять игровое мышление для решения проблем.

Краткий пересказ от YandexGPT