Чем занимаются бэкендеры и как начать работать в этой области?
Работа бэкендера не видна пользователю, но именно этот человек помогает сделать так, чтобы сервисы понимали запрос, а сайты правильно реагировали на действия пользователей. Мы выяснили, чем занимаются бэкендеры и почему сейчас легче прийти в профессию, чем еще пару лет назад.
Кто такой бэкендер?
Бэкенд — это всё, что под капотом у любого сайта или сервиса. Например, вы спрашиваете у навигатора маршрут. Пишете нужный адрес, нажимаете на кнопку, и на экране появляется карта с вариантами пути. Всё, что вы видите — интерфейс, анимация, сама карта — обеспечивает фронтенд. Скрытая часть — изучение запроса, вычисление маршрута и передача данных — результат работы бэкендера.
«Пользователь совершает действие, а реакция сервиса или сайта на него затрагивает нужную часть бэкенда. В это понятие входит всё, что позволяет вам реализовывать логику работы тех функций, которые предоставляет интерфейс», — объясняет Алексей Шаграев, руководитель службы разработки Яндекс.Поиска.
Работа фронтенда и бэкенда видна в любых взаимодействиях с приложением или сайтом. Например, вы подписываетесь на рассылку. «Фронтенд отвечает за то, что берет адрес, который пользователь ввел, и отправляет его на сервер. А сервер принимает адрес, парсит его (изучает и понимает, какой это провайдер), обращается к почтовому провайдеру (провайдер отвечает, что такой адрес существует) и формирует сообщение, с помощью которого провайдер скажет уже другой системе, что на этот адрес нужно отправить письма. Бэкендер отвечает за всё, что происходит после того, как пользователь ввел адрес в строку и данные ушли на сервер», — объясняет Виктор Мамлютов, системный аналитик компании Норбит.
Бэкендер работает с объектами, которые нельзя увидеть или потрогать. Поэтому исторически сложилось, что в эту профессию шли специалисты с техническим образованием. Математический бэкграунд позволяет сразу говорить с более опытными разработчиками на языке общих понятий. Сейчас ситуация меняется.
Появляется больше специалистов, которые переквалифицировались из нетехнических областей в программирование, и могут объяснить материал людям с гуманитарным бэкграундом
«Преимущество технарей только в том, что они раньше сталкиваются с абстракциями, которые облегчают понимание бэкенда. Но нет никаких фундаментальных проблем с тем, чтобы освоить его с любым бэкграундом», — рассказывает София Техажева, руководитель факультета бэкенд-разработки Яндекс.Практикума.
«Бэкенд — это та часть, которая на вопрос "А можно ли сделать вот так?" отвечает: "Можно сделать всё что угодно, просто на это уйдет разное количество временны́х или человеческих ресурсов"», — Виктор Мамлютов, системный аналитик, компании Норбит.
Как строится работа над проектом
Инструменты могут различаться от проекта к проекту, но команды устроены по похожим принципам. Задача разработчиков — улучшать сервис. В этом им помогает руководитель, который объясняет стратегию.
«У проекта есть команда, в которую входит в том числе бэкендер. У команды есть задачи по развитию сервиса: добавление функциональности и возможностей для пользователя. Руководитель сервиса отвечает за эти задачи — он объясняет всем, что сейчас важно делать и почему. Обычно бэкендер отвечает за конкретный кусочек продукта, с которым надо делать что-то разумное. Например, ускорять его», — говорит Алексей Шаграев из Яндекс.Поиска.
Начинающий специалист обычно работает в команде с более опытными бэкендерами, фронтендерами и техническим лидером. На разных этапах к разработчикам подключается менеджер. Он не может принять техническое решение, но на его комментарии стоит ориентироваться, чтобы понимать потребности продукта и бизнеса.
«Могу рассказать на примере команды Яндекс.Практикума. Я как заказчик для бэкенда говорю: "Нам нужно, чтобы платформа умела делать то-то и то-то. Например, чтобы я вводила код в окошко, а платформа мне что-то отвечала". Дальше мы садимся с бэкендом и обсуждаем задачу: что нужно сделать, как это реализовать, какие есть ограничения. Мы можем выбирать решение вместе, потому что я и моя команда понимаем в разработке. Иначе у бэкендеров была бы дополнительная задача — объяснить нам как заказчикам особенности каждого решения», — рассказывает София Техажева.
Когда задача поставлена, ее разбивают на промежуточные этапы. Обычно для сервиса или сайта строится гибкая структура, где разные части взаимодействуют друг с другом. Поэтому на разных этапах бэкендер может работать с теми участниками команды, которые отвечают за нужный фрагмент сервиса. Еще у любого продукта есть бэклог — в нем собраны функции, которые хотелось бы когда-нибудь реализовать, и указаны ошибки. Для бэкендера это как список задач на будущее, он может постепенно их выполнять.
Если проект начинают с нуля, то шаги для бэкендера будут такими:
— Выбрать язык. Python, C++, Java, PHP — это основные языки, на которых пишут бэкенд. Так, на Java написано большинство банковских систем — этот язык используют в Райффайзенбанке и Сбербанке. На PHP создана сеть Badoo и часть сервиса ВКонтакте. Чаще всего это исторически обусловленные решения. Когда в компании уже пять лет пишут на Java, сложно переводить огромный массив кода на другой язык.
— Выбрать инструменты. Например, базу данных или фреймворк. Набор этих инструментов плюс языки, которые бэкендер выбирает, чтобы строить свой двигатель, все вместе называются стек технологий. Стеки бывают разные, в зависимости от задач и традиций компании.
— Написать код. Здесь бэкендер пользуется инструментами для создания версий, тестирования и хранения данных.
Если разработчик бэкенда приходит в уже состоявшийся проект, то язык и инструменты на этом этапе уже выбраны. Тогда бэкендер работает по такому алгоритму:
— Изучает контекст задачи. Если нужно исправить ошибку, то выясняет ее причины, если дописать функцию — смотрит нужный фрагмент кода.
— Предлагает решение. В больших проектах на этом шаге случается планерка с техническим лидером и другими участниками команды, которые отвечают за конкретный фрагмент сервиса. В небольшой команде бэкендер может принять решение сам.
— Пишет код.
«В больших компаниях бэкендер растет так: вначале он действует как механик — что-то чинит, вставляет новые части. А обучение и опыт приводят к тому, что он начинает проектировать новые структуры самостоятельно», — объясняет София Техажева.
Работа бэкендера не видна пользователю, но ошибки всегда заметны
Например, вы отправляете запрос, а ответа нет или выпадает бессмысленный текст — значит, с сервисом что-то не так. Когда пользователь видит ошибку, он редко может определить, где она случилась — во фронтенде или в бэкенде. Но если происходит сбой на сервере, то система выдает соответствующие сообщения (Error 503 Backend fetch failed и другие).
Что нужно для старта
Знать хотя бы один язык программирования и писать код без ошибок — этого достаточно, чтобы сделать первые шаги в бэкенде, считает Алексей Шаграев. Другие инструменты будут зависеть от специфики проекта, поэтому их лучше осваивать уже в работе.
Идеально сочетать практику с советами от друга-бэкендера. Вначале не нужно много теории, лучше уделять время решению задач
А с вопросами, которые возникают по ходу, обращаться к более опытному разработчику.
«Мы стараемся выступить в качестве такого друга, который поможет разобраться. Скорость самостоятельного обучения зависит от мотивации. Первые строки кода можно написать за день, а учиться делать что-то крутое — от нескольких месяцев до нескольких лет. Важно, насколько человек готов не сдаваться и разбираться, когда что-то не получается», — говорит София Техажева про задачи факультета бэкенд-разработки Яндекс.Практикума.
«Я не думаю, что разработка требует какого-то особого строения интеллекта. Такое мнение было распространено в прошлом, но сейчас его уже практически никто не разделяет», — считает Алексей Шаграев.
Глубокие математические знания или безупречный технический английский не гарантируют успеха в профессии. Конечно, полезно разбираться в абстрактных понятиях, иметь доступ к иностранной литературе и онлайн-ресурсам для разработчиков, но хорошие аналитические навыки и желание освоить бэкенд на старте будут гораздо важнее.