Архитектура

Выберите уровень сложности занятия:

Наш двор

Придумать, описать и нарисовать, как может измениться двор школы или дома

Тема этих занятий — сообщество людей, которые объединены одним пространством двора. Одна из важных задач архитектуры — создание условий взаимодействия людей. Начиная с первых городов, двор, площадь, агора — важный инструмент, с помощью которого люди взаимодействуют друг с другом. Двор — это пространство, в котором каждый хочет чего-то для себя, но должен уважать других, должен объединить с ними усилия для достижения результата.

В этом пространстве ярко себя проявляет коллективная сторона архитектуры, которая всегда является результатом взаимодействия людей. Увидеть пространство как результат коллективных усилий — сделать шаг в сторону понимания общества в целом, архитектуры, города. Это поможет начать чувствовать свою ответственность за пространство.

Три занятия и домашние задания между ними предлагают детям ситуацию, в которой основным материалом будет служить хорошо знакомый им двор — школьный (если он окружен домами и может использоваться жильцами, а не только школой), двор своего дома. Изучение двора, сравнение с другими дворами (из кинофильмов, из истории) помогает детям понять, что есть разные способы обустроить такое пространство. В финале им предлагается изменить это пространство.

Занятие 1. Старый двор

Задача занятия: киноматериал помогает сформулировать идею двора.

Домашнее задание: исследование своего двора.

1. Начало занятия. Кто в каком дворе живет? (5 мин.)

Пояснение для учителя: Занятие начинается с обсуждения дворов детей и их знакомых. Дети должны вспомнить и описать отдельные ключевые свойства (физические параметры, размеры, характер зданий, соседей) и элементы (деревья, детские площадки, скамейки). Это короткое обсуждение должно подготовить их к внимательной работе с кино- и музыкальным материалом.

Каждый из нас где-то живет. В каком дворе находится ваш дом? Какие дома в него выходят? Уютно в вашем дворе, интересно? Кто всё это устроил? (Дети отвечают: строитель, папа, архитектор и т.д. Если слово «архитектор» не прозвучит, то назовите сами). Есть такая профессия — архитектор. Кто слышал о них? У кого родители архитекторы? Что они делают? Но не только от архитекторов зависит то, как мы живем. Мы сами делаем тоже очень много, особенно когда делаем это вместе, в нашем дворе. Придумать удобный, интересный, уютный двор можно, только если все будут работать вместе — и архитекторы, и соседи. Мы попробуем это сделать сами.

  1. Спросите у детей — Кто и где живет? Далеко ли от школы? В каком районе? В доме какого типа (сколько этажей, подъездов, квартир)? Есть ли двор? Как он устроен, что в нем есть? Знаете ли вы соседей, других детей? (Кратко расскажите и сами, в каком доме и дворе живете).
  2. Спросите у детей — Кто был в других дворах? У друзей, в соседних домах? Что заметил интересного? Чем дворы друг от друга отличаются? Почему? (Можете также рассказать, каким был ваш двор в детстве и чем от него отличается двор, в котором вы живете сегодня).

Пояснение для учителя: Обсуждение этих двух вопросов — как выглядит ваш двор, как выглядит другой двор — не должно отнять больше 5-7 минут, поэтому не обязательно, чтобы все дети ответили на все вопросы. Главное — настроить их внимание: какого размера пространство (двор большой или маленький, прямоугольный или круглый), где оно находится (далеко или близко от чего-то, какие улицы рядом, какие дома — жилые или нет, с магазинами, учреждениями, детскими садами и пр.), кто живет во дворе, что в нем есть. Запомните или запишите, какими словами описывают дети дворы — полезно использовать их в течение занятия, напоминать о них детям: «Это квадратный двор — такой же, как тот, про который рассказывал Петя? Или больше?».

2. Просмотр видеофрагментов. Запомни и опиши двор (30 мин.)

Пояснение для учителя: Вторая часть занятия — просмотр фрагментов из фильмов и мультфильмов, в которых выдуманные герои живут в своих дворах. Дети должны будут посмотреть фрагменты, постараться запомнить пространство двора и потом описать его. При этом очень важно обратить их внимание не только на сам двор, но и на то, как он используется героями, какие отношения между ними, как двор становится их общим пространством.

Хорошо, мы немного узнали, как живете вы. Давайте вспомним или узнаем, где живут, например, герои известных фильмов.

«Возвращение блудного попугая»

Обсудите с детьмиЧто это за двор? Какие дома стоят в нем? Кто в нем живет? Какие отношения между ними? Кто главный? Чем все заняты, как проходит их день? Почему попугай привлек внимание его обитателей? Почему потом к нему перестали относиться хорошо? Что происходит во дворе по мере смены времен года?

Жители этого двора — кот и разные птицы. Они живут вокруг помойки, и им довольно скучно. Когда приходят осень и зима, то и холодно. Попугай становится героем на время, потому что может их развлечь. Но он быстро надоедает. Впрочем, других развлечений всё равно нет.

«Крокодил Гена»

Обсудите с детьмиЧто это за город? Почему в нем все одиноки? Почему сначала гости приходят к Гене в квартиру, но потом выходят во двор? Что в этом дворе есть? Как он связан с улицей? Что они делают во дворе? Как во двор попадает Шапокляк? Почему они не стали с ней дружить и как она отреагировала? Что увидел лев Чандр, когда пришел во двор?

Этот мультфильм — хорошая иллюстрация отношений дома, двора и улицы. Гена живет один в квартире. Перед его домом — двор. За двором улица. Гена ищет друзей на улице (там расклеивает объявления, там все остальные герои), но потом они выходят из квартиры во двор, но не на улицу. Почему? Потому что квартира — только личное пространство, двор — может быть общим, а улица — не может принадлежать кому-то. Поэтому, например, нельзя прогнать Шапокляк с улицы (или потребовать от нее соблюдения правил приличия), но можно — из двора. Интересно, что к приходу льва Чандра маленький Тобик чувствует себя уже совершенно своим и вызывается быть другом большого льва. Это случилось именно благодаря тому, что они играли во дворе все вместе, и двор стал его — хотя он только что попал в него. Обратите внимание на скамейку, фонтан.

«История одного преступления», фрагмент 1
«История одного преступления», фрагмент 2

Обсудите с детьмиЧто это за двор? Что в нем находится? Что в домах вокруг? Что на земле? Что случилось в начале и почему? Кто и как проводит время во дворе утром? А вечером? Что за женщины разбудили героя? Чем они заняты? Чем заняты другие жители двора? Дружат ли они, общаются?

Это типичный двор между многоквартирными домами. В нем стоят машины, играют дети, взрослые, есть скамейки. На асфальте много рисунков мелом. Жители плохо знакомы и мало общаются, во всяком случае, главный герой одинок. Хотя вечером ему нравится проводить время на балконе — и у себя дома, но и во дворе. Женщины, которых он стукнул — дворничихи, следовательно, за чистотой двора следят они, а не сами жители.

Пояснение для учителя: Предложенные к просмотру мультфильмы могут быть заменены другими. Важно, чтобы дети обратили внимание на:

  • размер двора (большой, маленький, тесный, открытый);
  • геометрию двора (круглый, квадратный, прямоугольный);
  • характер домов (высокие, низкие, современные, старые, с подъездами, балконами);
  • входы и выходы, характер связи с пространствами вне двора (с улицей — через проезд, арку, другим образом);
  • функции двора в целом и соответствующие объекты (игры, парковка, отдых для пожилых, соответственно — площадка, скамейки, деревья, газоны, фонари, заборчики, технические объекты);
  • отношения людей во дворе (знакомы или нет, дружат или нет, вместе занимаются двором или нет);
  • ощущение от пространства, общая характеристика (уютное, красивое, странное и т.д.).

Не надо требовать от детей усвоить все эти пункты, но напоминайте об их существовании, указывайте на них, связывайте с их собственным пространством.

3. Завершение занятия. Домашнее задание

В ходе выполнения предыдущих заданий детям предлагалось описать пространства, в которых существуют герои фильмов. На следующей неделе они должны будут рассказать про свои дворы.

Объясняя это задание, начните с того, что предложите нескольким детям попробовать рассказать об одних и тех же дворах из мультфильмов от лица разных героев — Шапокляк и Чебурашки, попугая и кота, Мамина и дворничихи. Эти рассказы должны быть разными, ведь герои по-разному используют двор. Выслушайте три-четыре таких рассказа, помогайте рассказчикам, напоминая, что они видели в мультфильмах.

Объясните домашнее заданиеПодготовьте такой же рассказ о своем дворе: описание двора, предметов, жителей, кто что делает, как двором пользуется. В этом рассказе обязательно должны быть комментарии соседей, друзей, а не только рассказ самого ученика. Если кто-то живет в одном дворе, то их можно объединить в команду. Также можно объединить в команды друзей, чтобы они описывали двор кого-то одного из них. У некоторых в домах нет больших дворов, так что их тоже придется объединить с кем-то в команду.

Занятие 2. Тема: дворы реальных людей

Задача занятия: занятие показывает, что в разные исторические эпохи и в разных странах образ жизни людей разный, отношения между ними — тоже, и их дворы это отражают. Занятие снова начинается с рассказа о своем дворе, но уже подготовленного дома, более последовательного, ясного, цельного. Ключевую роль в закреплении этого рассказа играет создание рисунка.

Домашнее задание: чужая комната.

1. Начало занятия. Кто где живет - 2 (15 мин.)

Напомните детям о домашнем задании, но не спрашивайте его. Раздайте листочки бумаги А4 или А3 (чем плотнее, тем лучше), карандаши, фломастеры. Задание: вспомнить, как устроен двор, и нарисовать план, обозначить объекты.

Порядок выполнения задания:

  1. Перед тем как раздать материалы, напомните о том, что они (возможно, в командах) готовили к этому занятию рассказ о своем дворе. Если кто-то не подготовил его — не страшно.
  2. Теперь предложите перед рассказом нарисовать план двора по памяти. Важно, чтобы дети постарались не пользоваться тем, что принесли из дома (записями, рисунками), а постарались вспоминать. Очень важно, что это не тест на способности памяти, а игра.
  3. Помогите тем, кто будет путаться. Если сразу не получается, то можно попробовать несколько раз. Рисунок не должен быть идеально точным, в нем обязательно будут забыты какие-то части, это не страшно.
  4. Чтобы было проще, можно предложить сперва вспомнить, какой формы двор или сколько домов вокруг него, и сначала нарисовать общий контур, а потом — то, что находится внутри (скамейки, детскую площадку).
  5. Другой способ — предложить представить, что вы заходите во двор и по очереди описываете всё, что в нем встречаете.
  6. Важно, чтобы двор не занял весь лист. Вокруг него должны поместиться улицы, с которых во двор можно попасть.

После того, как будут готовы рисунки, предложите поделиться подготовленными рассказами о своих дворах с использованием этих рисунков. Дети должны сравнить описание пространства, которое было ими создано по памяти, с тем описанием, которое они подготовили, найти различия в описании, что забыто, упущено, перепутано. При сравнении важно получить от них не только (и даже не столько) перечень «ошибок», а размышление о том, почему они возникли. Обратите внимание и на то, что они узнали от других жильцов двора, как они описали бы двор.

Очень важно сохранить нарисованные детьми дворы до следующего занятия.

2. Путешествие по планете. Почему люди так живут? (15 мин.)

Из рассказов детей о своих пространствах запомните несколько ключевых моментов. Укажите детям на:

  • формы и размеры дворов, чем они определяются (чем выше дом, тем больше двор, в старых кварталах дворы замкнутые, в новых — чаще открытые);
  • связь двора и улицы, двора с соседними дворами;
  • использование дворов: где много машин, где мало, есть ли детские площадки, украшения (фонтаны, скульптуры), технические сооружения;
  • как живут соседи по двору: общаются или нет, занимаются двором вместе или нет.

Выдавая для изучения дворы, во-первых, просите детей отвечать на соответствующие вопросы: размер, форма, использование, что вокруг?

Во-вторых, предлагайте обсудить — почему. Предложенные дворы с этой точки зрения предполагают несколько ответов на этот вопрос: география и климат (жара, холод), обычаи. На все эти особенности следует по возможности обратить внимание детей.

Каждая команда должна изучить дворы в одном городе и постараться составить впечатление о том, что в них происходит. Дворы изучаются с помощью Яндекс.Карт. Каждый двор должен быть зарисован, отмечены основные элементы (разумеется, это наброски, а не точные рисунки). Очень важно, чтобы группы обратили внимание на застройку города в этих местах, как стоят дома, когда они были построены и почему так. Это информация будет в материалах задания. Одна группа может изучить и несколько дворов.

Города:

После изучения каждая группа рассказывает о характерных особенностях дворов, которые они изучали.

3. Завершение занятия. Домашнее задание (10 мин.)

Предложите детям составить словарь «идеального двора». Что в нем может находиться? Зачем? Почему? Кто это будет использовать? Можно ли использовать что-то интересное из одних мест — в других?

Домашнее задание: напомните детям про первую часть занятия, когда они должны были рассказать про свое пространство и нарисовать его. Предложите им теперь поподробнее узнать, что соседи по двору думают о нем. Что они хотели бы изменить? И что сами дети хотели бы видеть в своем дворе другим?

Занятие 3. Трансформация двора

Задача занятия: занятие показывает, что пространство, в котором мы живем, может изменяться, когда мы этого хотим, отражая изменения в наших нуждах, запросах.

Домашнее задание: нет.

1. Начало занятия. Кто где живет - 3 (15 мин.)

Занятие начинается с домашнего задания — рассказа о том, какие изменения во дворе хотелось бы произвести. После каждого рассказа и после всех рассказов, спросите рассказчиков и слушателей — можно ли это сделать? будет ли это хорошо, правильно? всем ли понравится?

2. Проектирование нового двора (15 мин.)

Напомните детям о том, что было на предыдущих занятиях:

  • в каких разных местах они живут, как по-разному могут о них рассказать;
  • как по-разному живут герои мультфильмов;
  • как по-разному живут люди во дворах в разных странах и эпохах.

Почему так происходит? Потому что человеку нужно, чтобы его место обитания отвечало его потребностям, образу жизни, интересам, вкусам. Даже в одинаковых дворах с домами одинаковой планировки будет что-то особенное, уникальное.

  • Раздайте детям их работы с прошлого занятия и новые материалы. В этот раз можно выдать бумагу большего размера — A3, A2.
  • Предложите им представить себе, что они должны или могут что-то изменить в своих дворах — у них уже есть список желаемых изменений.
  • Детям нужно помочь самостоятельно поставить себе задачу: какое изменение они выбирают, что должно произойти в их дворе. Они должны представить себе конкретные последствия такого изменения для того двора, который они изучали. Например, если хочется поставить еще одну детскую площадку, то не будет места для машин.
  • На основе размышлений об этих изменениях дети должны предложить новое устное и визуальное описание пространства двора — нарисовать новый план, а также объяснить, что изменилось и почему. Работа выполняется в тех же группах, что и в первый раз (изучение двора).

3. Завершение занятия

В завершение этого занятия дети представляют свой проект: старое пространство двора и измененное. Они должны выстроить рассказ об этом изменении — как было, почему должно стать иначе, что изменится. Важно постараться сделать так, чтобы дети не потеряли связь между двумя описаниями, чтобы новый двор не был полностью придуманным заново.

Вполне вероятно, что от преподавателя потребуется как «защитить» проект от негативных комментариев других детей, так и указать детям на необходимость учитывать интересы других обитателей пространства («а что об этой идее сказали бы автомобилисты, другие соседи...»).

Критерии оценки заданий

В обсуждении дворов из мультфильмов, рассказах о своих дворах: структурированность, последовательность описаний, количество деталей, эмоциональность. В этих заданиях учащихся следует поощрять за описания не только точные, но и структурированные, в которых пространство двора описывается по определенному принципу (например, по ходу движения, слева направо, сверху вниз, сперва крупные объекты — потом мелкие и т.д.)

Во втором занятии главные задачи — изучение дворов. В этом задании следует поощрять подробность, последовательность описания, а также понимание связи между двором и климатом, образом жизни, культурой.

В задании на изменение двора (третье занятие) самая большая сложность — представить себе это изменение как реальное событие с ясно определенными последствиями. Чем точнее описание изменений, чем определеннее связь между причиной и следствием — тем лучше. Также большое значение имеет связь предложенных изменений с желаниями жителей дома, соседей по двору.

Видео: КиноПоиск.

Фотографии: Яндекс.Карты.

Провели занятие?

Пройдите опрос и получите сертификат об участии