Архитектура

Выберите уровень сложности занятия:

Сам себе архитектор

Придумать, описать и нарисовать, как может измениться своя комната, квартира, дом

Тема этих занятий — свое жилище. Одна из основных задач архитектуры — обустройство жилого пространства. Исторически, начиная с самых древних времен, с тех пор как люди жили в шалашах и пещерах, именно эта задача решалась в первую очередь, ведь была необходима защита от непогоды и диких зверей.

Это первое и самое важное пространство, в котором начинает проявлять себя «архитектурное мышление». Представить в своем воображении пространство, его свойства (длину, ширину, объем, количество людей, которое может там поместиться, способы его использования, холодно в нем или жарко, светло или темно), а также в своем же воображении это пространство изменить определенным образом (сделать больше или меньше, светлее или темнее) — это и значит быть архитектором. И это доступно даже маленьким детям.

Три занятия и домашние задания между ними предлагают детям ситуацию, в которой это может произойти. Основным материалом служит их собственный дом (квартира, комната). Его изучение, сравнение с другими пространствами такого же масштаба (из кинофильмов, из истории) помогает детям понять, что есть разные способы обустроить пространство. В финале им предлагается изменить это пространство.

Занятие 1. Тема: комнаты сказочных персонажей

Задача занятия: просмотр фрагментов кинофильмов с вымышленными персонажами, их обсуждение. Главный вопрос — как связаны образ жизни, характер и пространство. Просмотр и обсуждение фрагментов кино должны сформировать мотивацию к детальному, внимательному изучению своей комнаты или квартиры — это первый этап работы.

Домашнее задание: описание своей комнаты.

1. Начало занятия. Кто где живет? (10 мин.)

Пояснение для учителя: занятие начинается с обсуждения комнат или квартир детей и их знакомых. Дети должны вспомнить и описать отдельные ключевые свойства (физические параметры, размеры) и элементы (предметы, детали). Это короткое обсуждение должно подготовить их к внимательному просмотру кино.

Каждый из нас где-то живет. У кого-то своя комната, кто-то делит ее с братом или сестрой, кто-то живет в отдельном доме. Кто построил эти дома? (Дети отвечают: строитель, папа, архитектор и т.д. Если слово «архитектор» не прозвучит, то назовите сами). Есть такая профессия — архитектор. Кто слышал о них? У кого родители архитекторы? Что они делают? А знаете ли вы, что каждый из нас в чем-то — архитектор? Ведь нам (нашим родителям) приходится выбирать и обустраивать пространства, в которых мы живем. Это одна из важнейших задач архитектора — дать каждому такой дом, в котором ему будет хорошо.

  1. Спросите у детей — Кто и где живет? В каком доме вы живете, как его можно описать? Высокий или низкий, сколько этажей, красивый ли он? Какие дома рядом? (Кратко расскажите и сами, в каких квартире и доме живете).
  2. Спросите у детей — Кто был в гостях у кого-то? Что заметил интересного? Чем дом, квартира, комната друга отличаются? Почему? (Можете также рассказать, какой была ваша комната в детстве и чем отличается ваша комната сегодня (например, раньше было больше игрушек, а теперь больше книг).
  3. Спросите у детей — Кто помнит, как выглядят комнаты разных сказочных и мультипликационных героев? (Можно предложить вспомнить Винни-пуха, Дядю Федора из Простоквашино, а также любые мультфильмы, про которые вы знаете, что сейчас они нравятся детям. Предложите описать эти пространства).

Пояснение для учителя: обсуждение этих трех вопросов — где живете вы, где живет ваш товарищ, где живут выдуманные персонажи — не должно отнять больше ¼ занятия, поэтому не обязательно, чтобы все дети ответили на все вопросы. Главное — настроить их внимание: какого размера пространство (комната большая или маленькая, прямоугольная или квадратная), где оно находится (далеко или близко от чего-то, в доме на каком-то этаже, под землей), кто в нем живет и как это влияет на пространство. Запомните или запишите, какими словами описывают дети комнаты — полезно использовать их в течение занятия, напоминать о них детям: «Это квадратная комната — как та, про которую рассказывал Петя? Или больше?».

2. Просмотр видеофрагментов. Запомни и опиши пространство (20 мин.)

Пояснение для учителя: вторая часть занятия — просмотр фрагментов фильмов, в которых выдуманные герои живут в своих домах. Дети должны будут посмотреть фрагменты, постараться запомнить пространство и потом описать его. Это непросто, ведь в первую очередь мы обращаем внимание на героев, их слова и действия. Впрочем, даже уже эта трудность много говорит нам об архитектуре — она всегда связана с людьми и лучше всего изучается через людей.

Хорошо, мы немного узнали, как живете вы. Давайте вспомним или узнаем, где живут, например, герои известных фильмов. Посмотрим сначала фрагмент из фильма «Мэри Поппинс, до свиданья!».

«Мэри Поппинс, до свиданья!», эпизод с завтраком

Остановите фильм и попросите детей по памяти описать комнату, в которой завтракает семья. Скорее всего, не все запомнят ее правильно, но это не страшно. Тем не менее, задайте вопросы об этой комнате.

Спросите у детей — Какого она размера и формы? Как в нее попадают (с улицы, через прихожую, из других помещений дома, со второго этажа)? Какая мебель и как стоит? Удобно это или нет? Какого цвета стены, мебель? Кажется ли эта комната красивой и уютной?

В процессе обсуждения вы можете обратить внимание детей на следующие вещи. На самом деле это даже не комната, а часть широкого коридора, в который можно попасть с улицы, из него можно попасть в другие помещения дома, подняться по лестнице на второй этаж. У одной из стен стоит шкаф с посудой, перед ним стоит стол, вокруг него стоят стулья. Вокруг также много мебели, которая часто бывает в прихожих. Видны кухня, выход из дома на улицу. Вокруг стола довольно тесно. Если открыть дверцы шкафа, то будет неудобно доставать посуду. Тем не менее, пространство производит приятное, уютное впечатление. Мебель как будто старинная, с разными деталями, цветные обои, столовые приборы. Видно, что это не бедные люди (хотя они жалуются на финансовые трудности), они ценят уют.

Перед вторым эпизодом попросите детей получше запомнить комнату. Предложите им запоминать, например, всё по порядку — слева направо или сверху вниз, крупные объекты (большую мебель) и мелкие. Любой способ подходит и можно распределить их между детьми.

«Мэри Поппинс, до свиданья!», эпизод в комнате детей

Остановите фильм и снова попросите по памяти описать комнату, в которой играют дети.

Спросите у детей — Как можно сразу понять, что это именно детская комната? Какого она размера и формы? Как в нее попадают? Какая там мебель и как она стоит? Какого цвета стены, мебель? Что видно из окон комнаты? Кажется ли эта комната красивой и уютной?

В процессе обсуждения вы можете обратить внимание детей на следующие вещи. Комната детей сильно отличается от «столовой». Она более современная. На полу ковер, можно сидеть или лежать. Более современная мебель с гладкими поверхностями, телевизор встроен в шкаф. Видна шведская стенка. Разумеется, вокруг очень много игрушек, беспорядок. Попасть в комнату можно по лестнице, комната принадлежит только детям. Так как она на втором этаже, то из окон видны окрестности и то, как прилетает новая гувернантка.

«Звездные войны», эпизод 1, «Скрытая угроза», в гостях у Энакина

Остановите фильм и попросите детей по памяти описать дом, в котором живут Энакин и его мама.

Спросите у детей — Что это за дома, улица (эпизод начинается на улице)? Из чего они построены? Какой формы комнаты, дверные проемы, окна? Сколько комнат в доме заметили дети? Сколько этажей? Что происходит в комнате Энакина, почему она такая? Чем отличается этот дом от дома героев предыдущего фильма?

В процессе обсуждения вы можете обратить внимание детей на следующие вещи. Важное отличие этого дома от дома героев «Мэри Поппинс, до свидания!» — он построен из глины, скорее всего, смешанной с соломой, как это принято в Африке (планета Татуин снималась в городе Татавин в Тунисе). Поэтому, вместо прямоугольных и остроугольных форм и пространств, здесь все формы округлые и мягкие, как будто дом из пластилина. На планете мало деревьев, поэтому мы не видим деревянных дверей, комнаты могли бы закрываться занавесками. В комнате у Энакина, который увлекается техникой, нет игрушек, а лежат найденные в городе остатки роботов, машин и других устройств — это его игрушки.

«Звездные войны», эпизод 1, «Скрытая угроза», в покоях у королевы

Остановите фильм и снова попросите по памяти описать пространство, в котором ведут переговоры королева Амидала и сенатор Палпатин.

Спросите у детей — В каком городе находится это здание? На каком этаже находятся комнаты? Что видно из окна? Какого цвета и какой формы стены, из какого материала пол, какой высоты потолок? Как используются эти комнаты, едят ли в них, спят, играют? Какая мебель стоит в комнатах? Можно ли сказать, что это бедные, богатые, простые, торжественные пространства?

В процессе обсуждения вы можете обратить внимание детей на следующие вещи. Этот эпизод фильма происходит на планете Корусант, которая является гигантским городом с небоскребами, мимо которых летают машины-корабли. Корусант — столица этого мира, так что это город, в котором люди больше работают, чем просто живут. На Земле тоже есть такие города — столица США Вашингтон, столица Бразилии Бразилиа, столица двух штатов в Индии Чандигарх; похожи города, в которых находятся крупные международные организации — Брюссель, Женева. Когда-то таким был и Санкт-Петербург. Покои королевы Амидалы — это комнаты дипломатической миссии Набу при Галактическом совете. Фактически это гостиница и офис. Поэтому обстановка очень скупая (очень мало мебели, видно, что здесь никто не живет), но и богатая одновременно (всё из очень дорогих материалов — мрамора, золота или других драгоценных металлов; красивые светильники, кожаная обивка мебели, скульптуры). Обратите внимание на то, как расставлена мебель. Королева сидит так, что у нее за спиной могут встать ее охранники, которые одеты в красное и почти сливаются со стенами. За спиной же у королевы большое окно с видом на город. Сенатор Палпатин, как и другие посетители, стоят (не сидят, в комнате еще есть только одно небольшое кресло) перед ней. Хотя это не тронный зал, но всё равно очевидно, что королева здесь самая главная.

Пояснение для учителя: предложенные к просмотру фрагменты фильмов могут быть заменены другими. Важно, чтобы они были показаны в одном достаточно коротком фрагменте (2-5 минут) с нескольких точек зрения, чтобы между ними была заметная и объяснимая связь и различия (в этих примерах — общая комната и детская в одном доме, богатая и бедная планета). Это поможет через сравнения и обсуждение различий сформировать у детей подход к описанию пространства:

  • размер (большое, маленькое, тесное, открытое);
  • геометрия (круглое, квадратное, прямоугольное);
  • характер поверхностей и материалов (кирпичные стены, обои, ковры);
  • двери и окна, входы и выходы и связи с другими пространствами внутри здания, снаружи;
  • функция пространства в целом (спальня, гостиная и т.д.) и в отдельных частях (в одном углу место для сна, в другом — для игр);
  • крупные и мелкие объекты, которые говорят об использовании пространства (мебель, игрушки, посуда и пр.);
  • ощущение от пространства, общая характеристика (уютное, красивое, странное и т.д.).

Не надо требовать от детей усвоить все эти пункты, но напоминайте об их существовании, указывайте на них, связывайте с их собственным пространством.

3. Завершение занятия. Домашнее задание

В ходе выполнения предыдущих заданий детям предлагалось вспомнить и описать пространства, в которых существуют герои фильмов. На следующей неделе они должны будут рассказать про свои комнаты и квартиры.

Объясняя это задание, начните с того, что предложите нескольким детям попробовать рассказать о пространствах фильмов от лица героев — Майкла и Джейн Бэнксов, Мэри Поппинс (которая впервые попала в дом), Энакина, Амидалы и т.д., представляя себе не только сами помещения, но и то, как ими пользуются, что о них думают их обитатели (например, «трудно убирать в такой большой комнате», «не хватает шкафов для игрушек»). Выслушайте три-четыре таких рассказа, помогайте рассказчикам, напоминая, что они видели в кино.

Объясните домашнее задание — Подготовить такой же рассказ о доме (квартире, комнате), в котором они живут или хотели бы жить, о том, как они представляют себе свое пространство для жизни: описание дома, квартиры или комнаты, предметов, жителей, кто что делает, какими предметами и как пользуется.

Занятие 2. Тема: комнаты реальных людей

Задача занятия: занятие показывает, что в разные исторические эпохи и в разных странах образ жизни человека разный, и его дом это отражает. Занятие снова начинается с рассказа о своем жилом пространстве, но уже подготовленного дома, более последовательного, ясного, цельного. Ключевую роль в закреплении этого рассказа играет создание рисунка. С этим рассказом можно сравнивать то, что будет показано во фрагментах кино.

Домашнее задание: чужая комната.

1. Начало занятия. Кто где живет - 2 (15 мин.)

Напомните детям о домашнем задании, но не спрашивайте его. Раздайте листочки бумаги А4 или А3 (чем плотнее, тем лучше), карандаши, фломастеры. Задание: вспомнить, как устроена комната или квартира, в которой они живут, и нарисовать план.

Порядок выполнения задания:

  1. Перед тем, как раздать материалы, напомните о том, что они готовили к этому занятию рассказ о своем доме. Если кто-то не подготовил его — не страшно.
  2. Теперь предложите перед рассказом нарисовать план комнаты или квартиры по памяти. Важно, чтобы дети постарались не пользоваться тем, что принесли из дома (записями, рисунками), а постарались вспомнить. Очень важно, что это не тест на способности памяти, а игра.
  3. Помогите тем, кто будет путаться. Если сразу не получается, то можно попробовать несколько раз. Рисунок не должен быть идеально точным, в нем обязательно будут забыты какие-то части, это не страшно.
  4. Чтобы было проще, можно предложить сперва вспомнить, какой формы комната или сколько помещений в квартире, и сначала нарисовать их стены, а потом — то, что находится внутри (мебель, предметы).
  5. Другой способ — предложить представить, что вы идете по квартире: сначала нарисовать этот путь тонкой линией, потом вокруг него — мебель, стены.

После того, как будут готовы рисунки, предложите поделиться подготовленными рассказами о своих квартирах или комнатах с использованием этих рисунков. Дети должны сравнить описание пространства, которое было ими создано по памяти, с тем описанием, которые они подготовили, найти различия в описании, что забыто, упущено, перепутано. При сравнении важно получить от них не только (и даже не столько) перечень «ошибок», а размышление о том, почему они возникли. Все эти объяснения будут связаны с опытом использования пространства («в этой комнате мне не разрешают играть, я ее плохо помню», «здесь собирается вся семья», «до этих полок я не могу дотянуться»), и важно обратить внимание на этот индивидуальный опыт, а не на сам факт несовпадений.

Очень важно сохранить нарисованные детьми пространства до следующего занятия.

2. Просмотр видеофрагментов. Почему они так живут? (15 мин.)

Из рассказов детей о своих пространствах запомните несколько ключевых моментов. Укажите на них детям:

  • формы и размеры помещений: в большинстве случаев — прямоугольные, небольшие, в полтора роста взрослого человека, два-три роста ребенка;
  • назначение комнат: сон, еда, достаточно часто, но не везде — общие комнаты, часто комнаты делятся между несколькими членами семьи (спальня для родителей, детская для нескольких детей);
  • в зависимости от населенного пункта, большинство будут жить либо в своих домах, либо в многоквартирных, но чисто хозяйственных построек или помещений почти не будет, а соседи будут достаточно близко, вокруг будут другие дома;
  • преобладающие материалы — бетонные плиты, кирпич, дерево.

В процессе просмотра, во-первых, просите детей отвечать на соответствующие вопросы — сколько помещений? как они используются? какого они размера? какие материалы? что вокруг?

Во-вторых, предлагайте обсудить — почему. Предложенные фрагменты с этой точки зрения предполагают несколько ответов на этот вопрос: география и климат (жара, холод, доступность строительных материалов), обычаи, статус героя. На все эти особенности следует по возможности обратить внимание детей.

«Русь изначальная»: деревня древних славян
«Русь изначальная»: дворец византийского императора

Спросите у детей — Сколько помещений? Как они используются? Какого они размера? Из каких материалов? Что вокруг?

В процессе обсуждения вы можете обратить внимание детей на следующие вещи и проиллюстрировать их материалами, на которые приведены ссылки.

  1. Деревня-застава древних славян представляет самый простой тип поселения, который был распространен по всей Европе в древние времена. Это деревянные дома, часто — полу-землянки, построенные с минимальным использованием гвоздей (гвозди были большой редкостью). Они стоят вокруг двора, который служит и местом общения всех жителей деревни, и местом работы. Здесь же стоит и каменное изваяние какого-то бога. На дальнем плане одно длинное здание — в эти времена люди чаще жили не в индивидуальных домах, а в общих, на много семей. Так меньше расходовалось материала, было проще отапливать. Еще дальше видна башня и кусок стены — частокола из врытых в землю кольев. С другой стороны деревня открыта к реке — здесь не нужна стена, река защищает от врагов, а также дает воду, пропитание — рыбу и т.д. Прототипом для этой деревни могло служить одно из множества поселений древних славян, которые можно найти на территории нашей страны, Украины, Белоруссии, Польши, Чехии, Германии. Сегодня некоторые из них реконструируются или даже создаются заново. Например, «Славянская деревня X века» в поселке Любытино в Новгородской области.

  2. Зал дворца в Константинополе — весь отделан мрамором, с колоннами, это пространство только для императора и его приближенных. Их работа — обсуждать и принимать государственные решения. В зал ведут золотые двери (скорее всего, они деревянные, но позолоченные), император никогда не открывает их сам — для этого есть слуги. Его важность такова, что он может одеваться даже проще остальных (в белую тунику с золотом) — все и так понимают, что это император. На полу мрамором разного цвета выложен геометрический узор. И вообще, каждая поверхность как-либо украшена, каждая деталь отличается, но все детали приведены в систему, симметрично расставлены. Каждая колонна, например, состоит из основания (базы) из белого мрамора, а ствол — из розового. Между всеми окнами стоят скульптуры, под каждым окном узорная металлическая вставка.

    Исторический дворец императора в Константинополе представлял собой очень большой комплекс из самых разных зданий. С одной стороны дворец примыкал к собору Святой Софии, главному храму Византии, с другой — к Ипподрому, где устраивались скачки, которые были главным развлечением жителей Константинополя.

    Прокопий Кесарийский описывал дворец Юстининана так:

    Недалеко от этой площади находится жилище императора. Почти весь новый дворец, как мною уже сказано, является созданием императора, передать же о нем в рассказе нет никакой возможности; для будущих наших потомков будет достаточно знать, что всё это — творение нашего императора. И подобно тому, как говорится: «мы узнаем льва по его когтям», так величие этого дворца мои читатели будут знать из описания его входа, а этот вход — то, что называют Халкой. Стоят перпендикулярно огромной высоты четыре стены в виде четырехугольника, во всем остальном равные между собою, только по длине две из них, именно обращенные к югу и к северу, несколько короче других. Угол каждой из этих стен поддерживает выдающийся вперед простеночный столб, сложенный из хорошо обделанных камней, вместе с этой стеной поднимающийся от основания до самого верху. Он тоже четырехугольный и прилегает к стене одной только стороной, не рассекая тем красоту этого места, но придавая ему красоту гармонией подобия. Наверху над ними поднимаются восемь арок; из них четыре поддерживают находящийся посередине всего сооружения потолок, закругляющийся в высоте в виде сферического купола. Из остальных арок две опираются на стену, обращенную к югу, две другие — на стену, обращенную к северу, поддерживают находящуюся между ними крышу, выгнувшуюся высоко в виде купола. Весь потолок чудесно украшен картинами, не нарисованными при помощи восковых красок, расплавленных и закрепленных там, но составленными из маленьких камешков, ярко сияющих различными цветами естественных красок; такими камешками хорошо передаются кроме всего прочего также и фигуры людей.

    Имеются современные реконструкции некоторых фрагментов дворца.

«Храброе сердце»: дворец английского короля
«Храброе сердце»: деревня и замок

Спросите у детей — Сколько помещений? Как они используются? Какого они размера? Из каких материалов? Что вокруг?

В процессе обсуждения вы можете обратить внимание детей на следующие вещи и проиллюстрировать их материалами, на которые приведены ссылки.

Королевская часовня сложена из крупных, грубо обработанных камней, и все-таки здесь есть украшенные детали, отдельные камни окрашены в красный цвет для торжественности. В зале, в котором идет собрание, обстановка еще проще. Местами отвалилась штукатурка и видны крупные камни, из которых сложены стены. Каменные ступени стерлись, по ним часто ходят рыцари в доспехах. Мало света, горят свечи и масляные светильники, которые закреплены в стене. По глубине оконных проемов справа можно понять, какой толщины стены — мы находимся в старинном замке (эта часть фильма действительно снималась в замке XII века). Единственные украшения зала — роспись на штукатурке и красная квадратная плитка на полу. Зал предназначен для совещаний короля с приближенными, поэтому из мебели в нем только длинный стол, один стул для короля и скамьи для его рыцарей.

Съемки королевского дворца проходили, конечно, не в Лондоне. В столице Великобритании от этих времен сохранился Тауэр, но там слишком много туристов. Для съемок выбрали замок Дансени в Ирландии (хотя фильм и про шотландцев), который был построен в XII веке и хорошо сохранился, включая и церковь Св. Николая, в которой снимали венчание принца.

Если Лондон — столица Англии, относительно крупный город, то Эдинбург, столица Шотландии, в это время — замок и деревня. В отличие от деревни в «Руси изначальной», здесь больше индивидуальных домов. Первые этажи домов — каменные, вторые — из дерева. Вместо деревянной крыши — крыша, покрытая дерном, соломой. Каменная крепость тоже с деревянными галереями, обходами башен.

Эдинбургский замок был построен в XII веке, но с тех пор он много раз достраивался и перестраивался. Замок Дансоли, тоже в Ирландии, почти не изменился с XV века. Это простой четырехугольный дом с четырьмя башнями по углам.

«Бен-Гур»: дом Бен-Гура
«Бен-Гур»: шатер шейха

Спросите у детей — Сколько помещений? Как они используются? Какого они размера? Из каких материалов? Что вокруг?

В процессе обсуждения вы можете обратить внимание детей на следующие вещи и проиллюстрировать их материалами, на которые приведены ссылки.

Бун-Гур — богатый человек, у него большой дом, с двумя этажами. Дело происходит на Ближнем Востоке, тут жарко, поэтому всё действие происходит в открытом дворе дома. В нем есть фонтан, растут деревья. Видна лестница, которая ведет на второй этаж, деревянные резные колонны. Но основной материал здесь — камень, мрамор. Камни сложены очень аккуратно, гладко отполированы. Стены покрыты штукатуркой, покрашены. По обычаям того времени, герои едят за низким столом, полулежа. Они красиво одеты, используют дорогую посуду. Им прислуживают слуги, которые живут в этом же доме, поэтому он такой большой.

Дом Бен-Гура снимался, скорее всего, в павильоне. Но мы очень хорошо знаем, как он мог быть устроен. В I веке нашей эры города Помпеи и Геркуланум в Италии были засыпаны вулканическим пеплом и прекрасно сохранились до наших дней. Дома знатных жителей этих городов были похожи на дом, в котором мог бы жить Бен-Гур. Сегодня остатки Помпей можно увидеть на многочисленных сайтах и страницах. Например, «Дом Фавна», принадлежавший очень богатому человеку.

Шатер шейха сделан из многочисленных ковров с разными орнаментами — ковры на полу, вместо стен, потолка. Как они держатся? Можно заметить деревянные столбы, которые держат балки, а на балки уже уложены ковры — так устроены и современные палатки. Но это помещение гораздо больше палатки, ведь перед нами тоже королевская персона. Вместо деревянной мебели здесь тоже разнообразные подушки и покрывала. Но посуда всё такая же дорогая. Есть и слуги, но они вряд ли живут в этом шатре — перед нами одно большое пространство, оно используется только одним человеком, самим шейхом.

Шатер шейха, конечно, не имеет конкретного прототипа. Зато такие шатры можно встретить и сегодня, причем, не только в Египте, Саудовской Аравии и Палестине, но и по всей Средней Азии. Хотя технология строительства степных юрт совсем другая, и они должны выдерживать не только жару, но и холод, внутри они очень похожи на шатры бедуинов.

«Д’Артаньян и три мушкетера»: королевский дворец
«Д’Артаньян и три мушкетера»: дом галантерейщика
«Д’Артаньян и три мушкетера»: дом кардинала Ришелье

Спросите у детей — Сколько помещений? Как они используются? Какого они размера? Из каких материалов? Что вокруг?

В процессе обсуждения вы можете обратить внимание детей на следующие вещи и проиллюстрировать их материалами, на которые приведены ссылки.

Королевский дворец роскошен, как и платья короля и королевы. Всё с золотыми узорами, позолоченными деталями. Можно обратить внимание на то, что по сравнению с другими дворцами — дворцом византийского императора, замком английского короля — это дворец очень похож на многие современные дворцы и торжественные пространства во многих странах мира, включая Россию. Вполне возможно, что похожие двери, окна (без золотой отделки, наверное) можно найти и вашей школе. В каждой комнате есть камин, потому что еще нет центрального отопления. На стенах большие картины. Много разнообразной, богато украшенной резной мебели. Интересно, что у короля и королевы отдельные комнаты. На самом деле это была не одна комната, а очень много комнат, так как у каждого из них были свои слуги. Король хочет застигнуть королеву врасплох, поэтому входит без стука. На самом деле в те времена он должен был бы послать дворянина предупредить королеву, что сейчас придет.

Место действия — Лувр, королевский замок в Париже. Сегодня в Лувре музей, поэтому исторических интерьеров в нем сохранилось мало. Другое дело — дворец Версаля, построенный чуть позже. Посмотрите, например, на покои короля.

Архитектура барокко и классицизма была очень распространена по всей Европе. Дворец российских императоров Эрмитаж в Санкт-Петербурге тоже построен в этом стиле, особенно самые роскошные залы (хотя их интерьеры относятся к XIX веку): Иорданская галерея и лестница, Павильонный зал, залы искусства эпохи Возрождения (Невская анфилада Старого Эрмитажа).

Дом галантерейщика гораздо проще. Но галантерейщик тоже не бедный человек. Ему принадлежит дом с двумя этажами. Он сдает верхний этаж д’Артаньяну, это часть его заработка. В доме простые белые стены, видны столбы и балки из простого дерева. Но есть несколько вещей, украшающих интерьер — например, очень красивый резной комод.

В Париже домов, подобных дому галантерейщика, почти не осталось. Но они есть в других городах Франции. В городе Кольмар (родина Жоржа Дантеса, который смертельно ранил Пушкина на дуэли) сохранился и тщательно поддерживается в порядке целый квартал, выстроенный у каналов — он получил название «маленькой Венеции», по имени итальянского города, который весь построен на островах. Посмотреть панорамы «маленькой Венеции» Кольмара можно тут.

Кардинал Ришелье встречает д’Артаньяна в своем доме. На первом этаже мы видим стол с картой мира — известно, что Ришелье очень интересовался географией. По очень сложной лестнице с резными перилами, которая идет по кругу, они поднимаются наверх. Видно, что Ришелье тоже очень богат (как король), но он священник, поэтому его жилье «скромнее»: золота совсем нет, но много темного дерева, резьбы. Ришелье специально предлагает д’Артаньяну, который приехал в Париж из провинции, очень неудобный стул, чтобы поставить его в неудобное положение. Наверное, он специально завел себе такой стул для гостей.

У кардинала Ришелье в фильме самый интересный дом. Большая часть съемок проходила в украинском городе Львов. Дом Ришелье — ученого, тонкого политика, интригана — поместили в Доме ученых. Это здание было построено в конце XIX века в подражание стилю барокко венскими архитекторами Германом Гельмером и Фердинандом Фельнером. Здание строилось как клуб, казино, поэтому возник такой роскошный интерьер.

3. Завершение занятия. Домашнее задание (10 мин.)

Предложите детям поразмышлять, что будет, если жители или предметы из одних интерьеров окажутся в других. Например:

  • Что будет, если поместить кузнецов из «Руси изначальной» — в шатер арабского шейха? (Искры попадут на мебель, начнется пожар).
  • Что будет, если д’Артаньян будет жить в замке английского короля? (Ему там, наверное, понравится, ведь он любит всё рыцарское. Но все-таки там очень холодно, неуютно и темно).
  • Понравится ли Бен-Гуру в Эдинбурге XII века? (Вряд ли, он привык одеваться легко и много времени проводить на открытом воздухе).
  • Можно ли поставить резной комод из дома галантерейщика в зал дворца византийского императора? (Можно, но зачем он императору? Ведь ему нечего там хранить, все вещи ему приносят).

Домашнее задание: напомните детям про первую часть занятия, когда они должны были рассказать про свое пространство и нарисовать его. Предложите им теперь снова подготовить такой рассказ. Но теперь они должны рассказать о чужом пространстве. Это могут быть квартиры и комнаты друзей, родственников, даже такие, которых уже не существует (они описываются по воспоминаниям, например, бабушек и дедушек).

Занятие 3. Трансформация комнаты

Задача занятия: занятие показывает, что пространство, в котором мы живем, может изменяться, когда мы этого хотим, отражая изменения в наших нуждах, запросах.

Домашнее задание: нет.

1. Начало занятия. Кто где живет - 3 (15 мин.)

Занятие начинается с домашнего задания — рассказа о чужом жилом пространстве. После каждого рассказа и после всех рассказов, спросите рассказчиков и слушателей — чем этот дом (квартира, комната) отличается от тех, что они видели в кинофильмах на прошлых занятиях? Чем она отличается?

2. Проектирование новой комнаты (15 мин.)

Напомните детям о том, что было на предыдущих занятиях:

  • в каких разных местах они живут, как по-разному могут о них рассказать;
  • как по-разному живут сказочные герои, в том числе дети;
  • как по-разному живут и жили люди в разных странах и эпохах;
  • что пространства, в которых живут они и их друзья сегодня, и те, где жили их старшие родственники в прежние времена, тоже отличаются друг от друга.

Почему так происходит? Потому что человеку нужно, чтобы его место обитания отвечало его потребностям, размерам семьи, образу жизни, интересам, вкусам. Даже в одинаковых домах, с одинаковыми планировками квартир, в каждой квартире будет что-то особенное, уникальное.

  • Раздайте детям их работы с прошлого занятия и новые материалы. В этот раз можно выдать бумагу большего размера — A3, A2.
  • Предложите им представить себе, что они должны или могут что-то изменить в своих комнатах, квартирах, домах:
    • эти изменения могут быть вынужденными, например, может ожидаться еще один ребенок;
    • они могут быть связаны с интересами самого ребенка (хотелось бы больше места для игр, для книг);
    • могут быть связаны с представлениями о будущем (как учащийся будет жить через пять лет);
    • могут быть связаны даже с фантастическими сценариями (наступило вечное лето).
  • Детям нужно помочь самостоятельно поставить себе задачу: какое изменение они выбирают, что должно произойти в их пространстве (комнате, квартире, доме). Они должны представить себе конкретные последствия такого изменения для того пространства, которое они изучали. Например, если ожидается появление еще одного ребенка — надо будет найти место для кроватки, для чего потребуется передвинуть мебель, может быть, что-то выкинуть и т.д. Если всегда будет лето, то не нужны будут теплые вещи, шкафы могут стать меньше, освободившееся пространство можно использовать для чего-то и т.д.
  • На основе размышлений об этих изменениях дети должны предложить новое устное и визуальное описание пространства — нарисовать новый план комнаты, квартиры, дома, а также объяснить, что изменилось и почему.

3. Завершение занятия (10 мин.)

В завершение этого занятия дети представляют свой проект: старое пространство и измененное. Они должны выстроить рассказ об этом изменении — как было, почему должно стать иначе, что изменится. Важно постараться сделать так, чтобы дети не потеряли связь между двумя описаниями, чтобы новое пространство не было придуманным заново полностью.

Критерии оценки заданий

В обсуждении пространств из фильмов, рассказах о своих комнатах: структурированность, последовательность описаний, количество деталей, эмоциональность. В этих заданиях учащихся следует поощрять за описания не только точные, но и структурированные, в которых пространство описывается по определенному принципу (например, по ходу движения, слева направо, сверху вниз, сперва крупные объекты — потом мелкие и т.д.)

В выполнении заданий, связанных с рисованием (второе и третье занятия): ясность, точность рисунка — не обязательно, чтобы линии были проведены по линейке, но хорошо, если они ясно различимы, не склеиваются. Выполнить рисунок комнаты с первого раза аккуратно очень трудно, поэтому ошибки неизбежны, и здесь тоже следует поощрять использование структурированного подхода к задаче.

В задании на проектирование (третье занятие) самая большая сложность — представить себе изменение комнаты (квартиры, дома) как реальное событие с ясно определенными последствиями (изменение расстановки мебели, изменение образа жизни, изменение вида пространства). Чем точнее описание изменений, чем определеннее связь между причиной и следствием — тем лучше.

Видео: КиноПоиск.

Фотографии: Istanbul City Guide.

Провели занятие?

Пройдите опрос и получите сертификат об участии